Новости
Запретная директива
Европа принимает единые руководящие и направляющие документы по обращению с ОЯТ и РАО. Как это может сказаться на отношениях европейских атомщиков с их российскими коллегами?
Первая региональная
19 июля Совет ЕС одобрил директиву, которая определяет общие нормы и требования по обращению с ОЯТ и РАО. До одобрения она почти девять месяцев проходила согласования и обсуждения в различных бюрократических структурах Брюсселя.
Директива стала первым в истории региональным документом по отходам атомной промышленности. Она требует от всех стран, входящих в ЕС, разработать национальные стратегии и представить их на рассмотрение органов власти единой Европы. Обязательными элементами стратегий должны стать сроки строительства хранилищ ОЯТ и РАО, их стоимость и описание финансовых схем для их сооружения.
Директива также устанавливает механизм "давления равных". На периодической основе исполнение программ по обращению с ОЯТ и РАО будет рассматриваться совместно всеми государствами Евросоюза.
Для принятия директивы требовалось отсутствие голосов "против". Так и произошло, хотя три страны предпочли воздержаться. Это Австрия, Люксембург и Швеция. Директива вступает в силу в сентябре 2011 года, а первые национальные доклады по стратегии обращения с ОЯТ и РАО должны быть переданы в Брюссель в 2015 году.
Европейские оппоненты атомной энергетики считают новый документ недостаточным. В тексте директивы отсутствуют указания по методологии строительства хранилищ. Кроме того, она не запрещает вывоз ОЯТ и РАО за пределы Евросоюза, хотя и обставляет такой экспорт рядом условий. Зелёные безуспешно пытались добиться полного запрета на вывоз, что могло бы серьёзно подорвать позиции в ЕС российского атома.
Изъятие из окончательного текста директивы указаний по критериям выбора места и строительства хранилищ ОЯТ и РАО позволит правительствам и компаниям переводить эти вопросы из технической в политическую плоскости.
Не секрет, что в местностях, наилучшим образом подходящих для размещения хранилищ, нередко имеется противодействие таким проектам со стороны проживающего населения. В результате возникает соблазн предложить хранилища, может быть, менее удачным в технологическом плане, но дружелюбнее настроенным районам.
Оспоренный запрет
Для конкретно взятого отдельного государства проблема обращения с ОЯТ и РАО может оказаться непосильной. Понимая это, авторы директивы разрешили странам Евросоюза кооперироваться в деле создания общих хранилищ ядерных отходов.
Но могут ли выгоревшие кассеты покидать территорию объединённой Европы? В исходном тексте документа подобная практика подпадала под запрет. В частности, в Еврокомиссии утверждали, что не согласятся ни с какими послаблениями по данному пункту, и единственным решением может быть только полный отказ от экспорта ОЯТ.
Для широкой публики запрет на вывоз объяснялся соображениями экологии - дескать, по другую сторону границ европейские специалисты не сумеют гарантировать "европейское качество" обращения с радиоактивными веществами.
Скрытая подоплёка запрета - удар по позициям России, единственной не входящей в ЕС страны, которая предлагает комплексный подход при строительстве атомных энергоблоков.
Россияне готовы не только поставлять свежее топливо, но и забирать его к себе после использования в реакторе на переработку. Кроме того, как заявил на "Атомэкспо-2011" вице-президент ТК ТВЭЛ Василий Константинов, при соблюдении определённых условий Россия готова даже взять на себя обращение с ВАО, образующимися при переработке ОЯТ российского происхождения. Естественно, что это даёт россиянам хорошие козыри в руки в конкуренции с европейскими реакторными поставщиками (французами).
Например, Россия может не продавать свежее топливо инозаказчику, а сдавать его в лизинг. Топливо при этом будет оставаться российской собственностью, и обращение с ОЯТ и ВАО переработки в этом случае будет производиться как для случая российских АЭС.
Российское ядерное топливо в Евросоюзе используется на советских реакторах, построенных в странах Восточной Европы. Будучи принятым, запрет ударил бы в первую очередь по ним. В том числе, по венгерской АЭС "Пакш". И этого никак не могла допустить Венгрия, занимавшая в этом году ротационный пост президента ЕС.
Кроме Венгрии, решительно против запрета на вывоз ОЯТ из Евросоюза выступило ещё несколько государств Восточной Европы. Среди них были и такие, кто в настоящее время ОЯТ в Россию не возвращает, но хотел бы сохранить для себя эту возможность на будущее.
Категорически за запрет высказалось трио воздержавшихся при принятии декларации, а именно, Австрия, Люксембург и Швеция. В своём совместном заявлении тройка подчеркнула, что, разрешая вывоз, Евросоюз "сокращает свою ответственность" за безопасное обращение с ядерными отходами.
Компромиссный вариант
Получившийся в итоге компромиссный вариант директивы каждая из сторон может попытаться истолковать в свою пользу. Те, кто собирается возвращать ОЯТ в Россию, могут надеяться, что у них это получится. Те, кто хотел бы такой экспорт прикрыть, уверены - декларация де-факто ввела запрет на вывоз.
Принятая редакция директивы требует, чтобы страна-получатель ОЯТ либо имела двухстороннее соглашение о сотрудничестве с Евратомом, либо участвовала в объединённой конвенции по безопасности ОЯТ и РАО. Она должна также в явном виде юридически подтвердить свою готовность принимать ОЯТ и располагать национальной программой по обеспечению его безопасности на уровне не ниже европейского.
Среди других условий, выставленных к стране-получателю, необходимо выделить требование о том, что принимать ОЯТ можно только на действующие хранилища (disposal facilities). Точного определения понятия "хранилище" директива, естественно, не даёт.
Расплывчатость формулировок порождает самые различные интерпретации того, что же на самом деле имел в виду Совет ЕС. Согласно одной из них, экспорт ОЯТ из Европы будет возможен только для захоронения в глубоких геологических хранилищах, о строительстве которых пока только говорится. Но это неприемлемо для России, так как отечественная атомная стратегия предусматривает переработку и замыкание топливного цикла, а не прямое захоронение.
В Европе ранее уже были попытки наложить географические ограничения на вывоз ОЯТ, чтобы поставить заслон на пути желающих закопать их в шахтах Конго. На сей раз евробюрократы старательно открещиваются от всех обвинений во введении ограничений против России и утверждают, что никакой аналогии между двумя случаями не существует.
В сентябре 2011 года директива Совета ЕС обретёт законную силу. В течение двух последующих лет все страны Евросоюза должны разработать национальные стратегии обращения с ОЯТ и РАО, от которых и будет зависеть, как директива станет исполняться на практике.
Все новости »