Новости
Атом благородный
Благородное применение
Радиоизотопы и ядерная медицина - направления работ, всегда вызывавшие особый интерес как пример благородного применения атомной энергии. Будет лукавством написать, что интерес всегда и везде подкреплялся деньгами. К сожалению, нередко случалось наоборот - по крайней мере, в нашей стране.
В комментариях экспертов, принимающих участие в конференции, звучит тревожная нотка. Россия отстаёт от ведущих развитых стран в сфере радионуклидной диагностики. Даже в Москве парк гамма-камер устарел, а список применяемых РФП ограничен. О положении в провинциальных городах говорить вслух просто неудобно.
ГК "Росатом" обещает выправить ситуацию. Развивая в своём составе изотопный и медицинский сектора, корпорация безусловно держит в уме экспортные перспективы. Но в кулуарах московской конференции звучало и такое мнение - прежде чем заваливать своей продукцией мировые рынки, нужно победить болезни у себя дома.
Добиться этой цели будет тяжело. В том числе и потому, что задача должна решаться совместными усилиями двух ведомств - ГК "Росатом" и Минздрава. Атомная корпорация делает ставку на несколько проектов, среди которых выделяются расширение производства молибдена-99 и партнёрство с "Philips" по организации в России промышленного производства томографов.
В начале декабря может быть принята комплексная программа развития ядерной медицины в Российской Федерации. В её задачи входит улучшение диагностики и лечения онкологических и кардиологических заболеваний, модернизация технического оснащения медицинских учреждений, обучение специалистов.
Рынок РФП в нашей стране должен получить дополнительный импульс за счёт роста заказов, а сами препараты должны стать более доступными для пациентов или, проще говоря, дешевле.
Неоднократно подчёркивавшийся на конференции тезис заключается в том, что у ГК "Росатом" сохранился с советских времён огромный потенциал использования радиационных технологий на благо медицины и народного хозяйства. Понятие "потенциал" в данном случае расшифровывается как простая, но важная триада "люди, технологии и опыт".
Обнинский молибден
Обнинский филиал НИФХИ им. Карпова - живая иллюстрация тезиса о потенциале. Пережив лихие 90-ые годы, институт вернулся в атомную отрасль и сразу занял в ней почётное место одного из главных производителей молибдена-99.
Обнинский генератор технеция
"На конференции филиал представляет свои новейшие разработки как в области производства радионуклидов медицинского значения, так и сопутствующих товаров", - рассказал корреспондентам директор филиала Олег Кочнов.
Среди выставленных на стенде филиала образцов есть упаковочные контейнеры и средства защиты. Здесь же можно видеть новый генератор технеция.
"В этом году практически все клиники Российской Федерации, в которые мы поставляем продукцию, мы перевели на новый генератор. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, как по весогабаритным характеристикам, так и по качеству элюата", - отметил Кочнов.
Останавливаться на достигнутом обнинцы не собираются. В филиале планируют разработать следующее поколение генераторов, а также провести модернизацию мишеней для производства радионуклидов. В первую очередь это касается производства 99Mo.
Изотоп молибден-99 на московской конференции поминается чаще всего. В разговоре с представителями НИФХИ нельзя было обойти тему останова на ремонт исследовательского реактора ВВР-ц, главной фабрики по получению медицинского молибдена в России.
"Ремонт вскоре заканчивает ремонт, и мы планируем ещё более увеличить производство 99Mo", - сказал Кочнов. Говорить о конкретных сроках и новых возможностях обнинского реактора ещё преждевременно, но директор филиала пообещал вскоре раскрыть некоторые технические подробности.
Опираться на всё
Облучение урановых мишеней в активной зоне реактора - не единственный способ получения молибдена-99. В последние годы в Канаде и США активно пропагандируется ускорительный метод, хотя и признаётся, что над ним ещё нужно много работать.
Так на что же следует опираться - на реакторы или ускорители? Опираться надо на всё, считает заместитель генерального директора МАГАТЭ Александр Бычков.
Александр Бычков
"Реакторные технологии уранового молибдена - это большие производители с сетью поставок. Активационный реакторный молибден или молибден, получаемый на ускорителях - это малые сети региональных поставок", - прокомментировал Бычков.
Но перспективные альтернативные разработки действительно есть. Представитель МАГАТЭ упомянул о интересных технологиях, создаваемых в Южной Корее. "Неплохие разработки были и в России. Вы знаете, что Питер и Томск работают на активационном молибдене, и их опыт можно распространять".
Но на сегодняшний день, основным методом получения 99Mo остаётся облучение в реакторе мишени из урана и выделение молибдена из осколков деления. Его недостаток - выбросы благородных газов, происходящие в момент вскрытия мишени. Если объёмы производства молибдена на российских объектах будут возрастать, не обернётся ли это ростом выбросов йода и других радиоактивных изотопов?
Замглавы МАГАТЭ уверен, что это проблема технически решаема и теорема существования для неё доказана. Есть живой пример канадского реактора NRU, где при огромных объёмах производства молибдена выбросы удерживаются в нормативных пределах.
Ещё один волнующий многих вопрос. Изотопные производства, точно так же как и вся атомная энергетика в целом, находятся под пристальным вниманием политиков.
Принцип снижения ядерных угроз требует минимизации находящегося в гражданском обороте урана высокого обогащения. Активные зоны исследовательских реакторов перепроектируются под работу на НОУ, и это нередко влечёт за собой снижение их параметров и длительные простои на модернизацию.
"Для многих стран это (конвертация активных зон с ВОУ на НОУ) нужно. Хорошая практика есть в ЮАР, хорошая практика есть в Австралии… Само собой, новое топливо - это же не стандартные модификации", - полагает Александр Бычков.
"Я не вижу в переводе особенных проблем. Но для некоторых центров в этом нет необходимости. Это моё мнение, так как есть центры, которые всегда будут работать с высокообогащённым ураном".
Переходя к конкретике, Александр Бычков напомнил - реакторы РБТ, задействованные в производстве молибдена в НИИАР, вообще не имеют собственного топлива. Они работают на облучённом топливе высокопоточного реактора СМ, которое в принципе не может быть низкообогащённым. Соответственно, конвертировать реакторы РБТ нельзя.
Зато для обнинского ВВР-ц задача перехода с ВОУ на НОУ может быть решена относительно легко, опираясь на уже имеющиеся в мировой практике примеры. Естественно, в том случае, если это мероприятие будет признано целесообразным.
Не молибденом единым
Вторая сквозная тема для обсуждения на первом дне московской конференции - партнёрство ГК "Росатом" и компании "Royal Philips Electronics" по выпуску в России в промышленных масштабах томографов для медицинской диагностики.
Соглашение о партнёрстве было подписано в июне этого года на петербургском международном экономическом форуме. Компании планируют совместно работать по производству ОФЭКТ (однофотонный эмиссионный компьютерный томограф), ОФЭКТ-КТ (совмещённый с КТ) и ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионный томограф, совмещённый с КТ).
Александр Фролов
На первом этапе проходит выбор площадки для развёртывания производства. Естественно, таковой станет одно из предприятий ГК "Росатом". Как рассказал журналистам заместитель директора программы "Радиационные технологии" ГК "Росатом" Александр Фролов, появившиеся в печати утверждения о том, что выбор сделан, несколько преждевременны.
Окончательный выбор площадки будет сделан в 2012 году. Некоторые из критериев выбора очевидны - наличие квалифицированного персонала, базовых коммуникаций и свободных помещений порядка 3000 м2.
Фролов упомянул три предприятия-кандидата. Это питерские институты НИИФА и Радиевый институт имени Хлопина, а также московский НИИТФА. Но полный список этими тремя названиями не ограничивается.
Томографы - дорогое оборудование. Хватит ли у российского Минздрава денег на его приобретение? Представитель "Росатома" заверил корреспондентов, что намерения смежников самые серьёзные.
"На сегодняшний день, Минздрав его (оборудование) активно приобретает и платит за него, как вы правильно сказали, дорогие деньги. Судя по тем федеральным программам, которые существуют, он планирует делать это и дальше", - сказал Александр Фролов.
Как всегда, один из главных вопросов - кадры. Готовы ли российские больницы использовать томографы на практике? Достаточно ли в стране специалистов нужного профиля? Подготовка кадров уже ведётся, и в реестре специальностей включена новая строка "Медицинская физика".
По срокам начала производства томографов по соглашению с "Philips" пока полной ясности нет. Но желание дойти до реального железа есть у обеих сторон, и первая продукция должна появиться "в ближайшие несколько лет".
В заключение, представитель "Росатома" напомнил, что сотрудничество с "Philips" затрагивает и другие аспекты. Например, создание совместного комплексного решения по ПЭТ-центрам, где будет активно использоваться российское оборудование - циклотроны и оборудование по радиохимии.
"В отличие от других (западных) производителей… "Philips" не обладает компетенциями в части циклотронов и радиохимии. А "Росатом" как раз ими обладает", - отметил Александр Фролов.
На конференции 7МКИ
Все новости »