Новости «Государство должно решить: оно собственник или регулятор?»
Новости
«Государство должно решить: оно собственник или регулятор?»
07.09.2011
Василий Зубакин – персона в энергетике известная. Сегодня он занимает должность заместителя начальника Главного управления энергетики ОАО «ЛУКОЙЛ».В январе 2000 года Зубакин был приглашен в группу, готовившую план реструктуризации РАО «ЕЭС России». Он занимался постановкой бизнес-процессов планирования, управления издержками, оценки и мотивации менеджеров. В 2004 году возглавил департамент обеспечения процессов реформирования компании, четыре года входил в состав правления ОАО РАО «ЕЭС России». В 2007 году стал заместителем председателя правления ОАО «ГидроОГК», занимающейся проектированием, строительством и эксплуатацией гидроэлектростанций. В январе 2008 года был назначен генеральным директором ОАО «Управляющая компания ГидроОГК», а с июня 2008 года по ноябрь 2009-го исполнял обязанности председателя правления ОАО «ГидроОГК», переименованной в это время в ОАО «Российская гидрогенерирующая компания» («РусГидро»). В настоящее время научные интересы Василия Зубакина связаны с исследованиями в области комплексного управления рисками в электроэнергетике. С февраля 2010 года возглавляет кафедру математических методов в экономике экономико-математического факультета РЭА им. Г. В. Плеханова, с февраля 2010 года является председателем совета НП «ЭнергоПрофАудит», саморегулирующей организации в области энергоэффективности, с апреля 2010-го возглавляет Технический комитет по стандартизации «Процессы, оборудование и энергетические системы на основе возобновляемых источников энергии». Тема его беседы с журналистом издания – сегодняшний день российской электроэнергетики.
«Собственник априори эффективнее чиновника»
– Василий Александрович, у нас в стране, если говорить о проблемах энергетики, сейчас время собирать или разбрасывать камни? Вначале государство активно раздавало свои активы, а сегодня столь же энергично собирает под свое крыло…
– Идеология разделения конкурентных и монопольных видов деятельности в российской энергетике больших изменений не претерпела. Это необходимые условия для привлечения частного финансирования в отрасль. Инвесторам выгоднее иметь дело с собственником, который априори эффективнее чиновника. Однако процесс преобразований не прошел гладко. Сегодня в руках Газпрома, «Интер РАО», других компаний оказались значительные генерирующие мощности. У них появилась возможность использования рыночной силы: за счет определенных действий завышать или занижать цену на электроэнергию в зависимости от складывающейся конъюнктуры. Но упрекать руководителей энергокомпаний оппоненты не вправе. Ведь Федеральная анти-монопольная служба дала согласие на приобретение активов.
– Представители власти объясняют масштабные слия-ния и поглощения позицией новых собственников, которые не выполнили взятых на себя обязательств. Поэтому государству приходится концентрировать в своих руках генерацию, сети, сбыты.
– Я не разделяю столь категоричную точку зрения. Ведь есть ряд объектов, которые просто-напросто не успели продать. Да, есть собственники, которые не смогли выполнить инвестиционные условия, но не они составляют большинства. Тем не менее такие шаги, уверен, авторитетные специалисты расценивают как временную меру. Потому что сосредоточение в руках государства более 50% генерации страны неизбежно приведет к снижению инвестиционной привлекательности для остального бизнеса. Конкурировать с государством достаточно сложно в том случае, если оно, с одной стороны, является собственником, а с другой – регулятором. Представьте себе, что судья на футбольном поле представляет клуб одной из вышедших на газон команд. Понятное дело, в чьих интересах он будет свистеть. Итог игры в этом случае предсказуем.
«Есть другой механизм»
– Василий Александрович, коснемся проблем электросетевых компаний.
На самом высоком уровне страны говорят о необходимости их консолидации. Но в жизни получается все с точностью до наоборот. К примеру, столичные компании МОЭСК и ОЭК объявили об окончательном разграничении полномочий. Как эти обстоятельства уложить в логику реформы?
– Сети Московского региона по физике своей всегда были, есть и будут едиными. Касается это и диспетчерской деятельности, и оперативного управления. Другой вопрос, что права собственности на столичные объекты могут быть у разных хозяев.
– К сожалению, собственники у нас разные. Одни проявляют социальную от-ветственность, вкладывают средства в ремонтную программу, инновации, другие стремятся выжать прибыль из оборудования, установленного еще в советское время.
– Уговорами примирить интересы руководителей сетей федеральной, региональной, муниципальной, частной собственности будет непросто. Есть другой механизм – принятие соответствующего законодательства, как сделано во многих странах мира. Речь в первую очередь о сетевом кодексе, который достаточно жестко регламентировал бы вопросы аварийно-ремонтного обслуживания, технической политики и протоколы взаимодействия. Есть страны, в которых сети, находясь у разных собственников, эффективно взаимодействуют в интересах потребителей. В ходе реформы энергетики, возможно, будут рождаться новые формы взаимодей-ствия собственников, но идея сетевого кодекса, которая появилась десять лет назад, уверен, в нашей стране до конца себя не исчерпала.
Куда ведет «последняя миля»
– Сегодня крупные российские предприятия создают собственную генерацию. Если пример окажется заразителен, не окажутся ли сети один на один с бытовым потребителем?
– Мы пожинаем плоды перекрестного субсидирова-ния. Возникло оно в тяжелые перестроечные 80-е – 90-е годы. Тогда было решено предприятия крупные, более жизнеспособные нагрузить платежами за электрическую энергию для бытовых потребителей.В течение всего периода реформ, с 2000-го и по 2008 год, тема ликвидации перекрестного субсидирования постоян-но обсуждалась. На каждом совещании, на конференции все, начиная от руководства страны и заканчивая низовым персоналом энергетической компании, взвешивали его плюсы и минусы. Минусов оказалось значительно больше. С одной стороны, оно губит экономику, рентабельность промышленных предприятий, с другой – препятствует энергосбережению. Дешевую электроэнергию экономить потребитель не видит смысла. Существовали планы ликвидации перекрестного субсидирования. В 2008 году цены на электроэнергию для населения, мелкого бизнеса и крупных предприятий примерно сравнялись. Но после кризиса оно снова усилилось.
– Что в этом удивительного? Защитить рядового потребителя – прямая обязан-ность государства.
– В данном контексте этот довод ошибочный. Перекрестное субсидирование не имеет ничего общего с социальной справедливостью. Попробую доказать свой довод примером. Представьте себе одинокую пенсионерку, которая живет в дачном домике. Она, допустим, потребляет 1 кВт со всеми лампочками, холодильником и телевизором, которые у нее имеются. Рядом с ней расположен коттедж состоятельного человека, в котором потребляемая мощность составляет, например, 50 кВт. Тариф бабушка и бизнесмен платят одинаковый. Теперь подсчитаем: на каждый кВт по перекрестному субсидированию пенсионерке положен, к примеру, 1 рубль, а владелец коттеджа от крупного предприятия получит на свою мощность в 50 раз больше. Поэтому можно утверждать: перекрестное субсидирование является мерой социальной защиты богатых, состоятельных граждан страны. Уверен, что подавляющее большинство жителей нашей страны в этом не заинтересованы.
– Но ведь отказ в одночасье от «последней мили» может грозить социальными последствиями. Разве этот фактор можно сбрасывать со счетов?
– Надо отчетливо понимать последствия перекрестного субсидирования. Оно искажает экономические сигналы, экономическую логику принятия решений. В таких условиях малый бизнес не сможет полноценно развиваться, крупный выведет свои производства за рубеж. Начать надо с признания факта существования перекрестного субсидирования. А сделать это можно, прописав его правила в соответствующем постановлении. Этот процесс должен быть понятным и прозрачным. Важно, чтобы потребитель, будь то крупный или мелкий промышленный потребитель, физическое лицо, при получении счета за электроэнергию, знал экономически обоснованный тариф, кто и сколько за кого доплачивает. Поверьте мне, что легализация перекрестного субсидирования покажет всем мас-штабы этого явления и заставит чиновников федерального уровня и региональную власть составить планы его ликвидации. Еще раз подчеркну: сегодняшняя система перекрестного субсидирования – это дотирование богатых остальными потребителями электрической и тепловой энергии. Людей, безусловно, надо поддерживать. В первую очередь системой адресного субсидирования малоимущих, молодых семей, пожилых, инвалидов. Но такая система до сих пор не сформирована.
«Важно желание что-то изменить»
– Василий Александрович, вы сегодня активно занимаетесь энергосбережением. Некоммерческое партнерство «ЭнергоПрофАудит», в котором вы являетесь предсе-дателем совета, успешно сдало в Министерство энергетики энергетические паспорта №№ 1, 2, 3, 4. Но в прессе все чаще высказывается точка зрения, что эта тема для нашей страны пока не столь актуальна. Чтобы слезть с нефтяной иглы, необходимы значительные вложения в экономику, а энергосбережение подождет…
– Тематика энергоэффективности в мире возникла не на пустом месте. В начале 70-х годов прошлого века произошел экономический кризис. Цена на нефть значительно подскочила, по цепочке выросла стоимость угля, газа, электроэнергии. Из кризиса ми-ровая экономика вышла с четким пониманием значения проблемы и начала ее решать на всех уровнях. В России она пока в зародышевом состоянии. Для ускорения процесса необходимо использовать весь набор инструментов: пропаганда, агитация, совершенствование строительных норм и правил, стандартов, создания технической политики, стимули-рование научных исследований.Эта работа требует не столько капиталовложений, сколько квалификации и соответствующего желания что-то изменить. Она рассчитана на годы. Я надеюсь, в этом направлении начнет работать все больше компаний, представителей бизнеса, в том числе и частного. Здесь смогут найти свою нишу поставщики энергосберегающего оборудования, проектировщики «умных» домов, «умных» сетей, ученые вузов, другие специалисты. Если смотреть на проблему более глубоко, речь надо вести о создании и продвижении культуры энергоэффективности. Она должна прививаться с детского сада и школьной скамьи. Это первые ростки уважения к энергосбережению. В таком случае пожнем энергетическую культуру бизнеса, населения, власти, науки, техники. Конечно, для этого необходимо приложить значительные усилия. Но предпосылки к положительному решению проблемы в стране создаются. Поэтому в успех я верю.
«Собственник априори эффективнее чиновника»
– Василий Александрович, у нас в стране, если говорить о проблемах энергетики, сейчас время собирать или разбрасывать камни? Вначале государство активно раздавало свои активы, а сегодня столь же энергично собирает под свое крыло…
– Идеология разделения конкурентных и монопольных видов деятельности в российской энергетике больших изменений не претерпела. Это необходимые условия для привлечения частного финансирования в отрасль. Инвесторам выгоднее иметь дело с собственником, который априори эффективнее чиновника. Однако процесс преобразований не прошел гладко. Сегодня в руках Газпрома, «Интер РАО», других компаний оказались значительные генерирующие мощности. У них появилась возможность использования рыночной силы: за счет определенных действий завышать или занижать цену на электроэнергию в зависимости от складывающейся конъюнктуры. Но упрекать руководителей энергокомпаний оппоненты не вправе. Ведь Федеральная анти-монопольная служба дала согласие на приобретение активов.
– Представители власти объясняют масштабные слия-ния и поглощения позицией новых собственников, которые не выполнили взятых на себя обязательств. Поэтому государству приходится концентрировать в своих руках генерацию, сети, сбыты.
– Я не разделяю столь категоричную точку зрения. Ведь есть ряд объектов, которые просто-напросто не успели продать. Да, есть собственники, которые не смогли выполнить инвестиционные условия, но не они составляют большинства. Тем не менее такие шаги, уверен, авторитетные специалисты расценивают как временную меру. Потому что сосредоточение в руках государства более 50% генерации страны неизбежно приведет к снижению инвестиционной привлекательности для остального бизнеса. Конкурировать с государством достаточно сложно в том случае, если оно, с одной стороны, является собственником, а с другой – регулятором. Представьте себе, что судья на футбольном поле представляет клуб одной из вышедших на газон команд. Понятное дело, в чьих интересах он будет свистеть. Итог игры в этом случае предсказуем.
«Есть другой механизм»
– Василий Александрович, коснемся проблем электросетевых компаний.
На самом высоком уровне страны говорят о необходимости их консолидации. Но в жизни получается все с точностью до наоборот. К примеру, столичные компании МОЭСК и ОЭК объявили об окончательном разграничении полномочий. Как эти обстоятельства уложить в логику реформы?
– Сети Московского региона по физике своей всегда были, есть и будут едиными. Касается это и диспетчерской деятельности, и оперативного управления. Другой вопрос, что права собственности на столичные объекты могут быть у разных хозяев.
– К сожалению, собственники у нас разные. Одни проявляют социальную от-ветственность, вкладывают средства в ремонтную программу, инновации, другие стремятся выжать прибыль из оборудования, установленного еще в советское время.
– Уговорами примирить интересы руководителей сетей федеральной, региональной, муниципальной, частной собственности будет непросто. Есть другой механизм – принятие соответствующего законодательства, как сделано во многих странах мира. Речь в первую очередь о сетевом кодексе, который достаточно жестко регламентировал бы вопросы аварийно-ремонтного обслуживания, технической политики и протоколы взаимодействия. Есть страны, в которых сети, находясь у разных собственников, эффективно взаимодействуют в интересах потребителей. В ходе реформы энергетики, возможно, будут рождаться новые формы взаимодей-ствия собственников, но идея сетевого кодекса, которая появилась десять лет назад, уверен, в нашей стране до конца себя не исчерпала.
Куда ведет «последняя миля»
– Сегодня крупные российские предприятия создают собственную генерацию. Если пример окажется заразителен, не окажутся ли сети один на один с бытовым потребителем?
– Мы пожинаем плоды перекрестного субсидирова-ния. Возникло оно в тяжелые перестроечные 80-е – 90-е годы. Тогда было решено предприятия крупные, более жизнеспособные нагрузить платежами за электрическую энергию для бытовых потребителей.В течение всего периода реформ, с 2000-го и по 2008 год, тема ликвидации перекрестного субсидирования постоян-но обсуждалась. На каждом совещании, на конференции все, начиная от руководства страны и заканчивая низовым персоналом энергетической компании, взвешивали его плюсы и минусы. Минусов оказалось значительно больше. С одной стороны, оно губит экономику, рентабельность промышленных предприятий, с другой – препятствует энергосбережению. Дешевую электроэнергию экономить потребитель не видит смысла. Существовали планы ликвидации перекрестного субсидирования. В 2008 году цены на электроэнергию для населения, мелкого бизнеса и крупных предприятий примерно сравнялись. Но после кризиса оно снова усилилось.
– Что в этом удивительного? Защитить рядового потребителя – прямая обязан-ность государства.
– В данном контексте этот довод ошибочный. Перекрестное субсидирование не имеет ничего общего с социальной справедливостью. Попробую доказать свой довод примером. Представьте себе одинокую пенсионерку, которая живет в дачном домике. Она, допустим, потребляет 1 кВт со всеми лампочками, холодильником и телевизором, которые у нее имеются. Рядом с ней расположен коттедж состоятельного человека, в котором потребляемая мощность составляет, например, 50 кВт. Тариф бабушка и бизнесмен платят одинаковый. Теперь подсчитаем: на каждый кВт по перекрестному субсидированию пенсионерке положен, к примеру, 1 рубль, а владелец коттеджа от крупного предприятия получит на свою мощность в 50 раз больше. Поэтому можно утверждать: перекрестное субсидирование является мерой социальной защиты богатых, состоятельных граждан страны. Уверен, что подавляющее большинство жителей нашей страны в этом не заинтересованы.
– Но ведь отказ в одночасье от «последней мили» может грозить социальными последствиями. Разве этот фактор можно сбрасывать со счетов?
– Надо отчетливо понимать последствия перекрестного субсидирования. Оно искажает экономические сигналы, экономическую логику принятия решений. В таких условиях малый бизнес не сможет полноценно развиваться, крупный выведет свои производства за рубеж. Начать надо с признания факта существования перекрестного субсидирования. А сделать это можно, прописав его правила в соответствующем постановлении. Этот процесс должен быть понятным и прозрачным. Важно, чтобы потребитель, будь то крупный или мелкий промышленный потребитель, физическое лицо, при получении счета за электроэнергию, знал экономически обоснованный тариф, кто и сколько за кого доплачивает. Поверьте мне, что легализация перекрестного субсидирования покажет всем мас-штабы этого явления и заставит чиновников федерального уровня и региональную власть составить планы его ликвидации. Еще раз подчеркну: сегодняшняя система перекрестного субсидирования – это дотирование богатых остальными потребителями электрической и тепловой энергии. Людей, безусловно, надо поддерживать. В первую очередь системой адресного субсидирования малоимущих, молодых семей, пожилых, инвалидов. Но такая система до сих пор не сформирована.
«Важно желание что-то изменить»
– Василий Александрович, вы сегодня активно занимаетесь энергосбережением. Некоммерческое партнерство «ЭнергоПрофАудит», в котором вы являетесь предсе-дателем совета, успешно сдало в Министерство энергетики энергетические паспорта №№ 1, 2, 3, 4. Но в прессе все чаще высказывается точка зрения, что эта тема для нашей страны пока не столь актуальна. Чтобы слезть с нефтяной иглы, необходимы значительные вложения в экономику, а энергосбережение подождет…
– Тематика энергоэффективности в мире возникла не на пустом месте. В начале 70-х годов прошлого века произошел экономический кризис. Цена на нефть значительно подскочила, по цепочке выросла стоимость угля, газа, электроэнергии. Из кризиса ми-ровая экономика вышла с четким пониманием значения проблемы и начала ее решать на всех уровнях. В России она пока в зародышевом состоянии. Для ускорения процесса необходимо использовать весь набор инструментов: пропаганда, агитация, совершенствование строительных норм и правил, стандартов, создания технической политики, стимули-рование научных исследований.Эта работа требует не столько капиталовложений, сколько квалификации и соответствующего желания что-то изменить. Она рассчитана на годы. Я надеюсь, в этом направлении начнет работать все больше компаний, представителей бизнеса, в том числе и частного. Здесь смогут найти свою нишу поставщики энергосберегающего оборудования, проектировщики «умных» домов, «умных» сетей, ученые вузов, другие специалисты. Если смотреть на проблему более глубоко, речь надо вести о создании и продвижении культуры энергоэффективности. Она должна прививаться с детского сада и школьной скамьи. Это первые ростки уважения к энергосбережению. В таком случае пожнем энергетическую культуру бизнеса, населения, власти, науки, техники. Конечно, для этого необходимо приложить значительные усилия. Но предпосылки к положительному решению проблемы в стране создаются. Поэтому в успех я верю.
Все новости »