Новости
Изменение турбины - это пересмотр проекта
На вопросы отвечает председатель агентства по ядерному регулированию (АЯР) Болгарии Сергей Цочев.
Сергей Цочев
Господин Цочев, в каком состоянии сейчас процесс рассмотрения проекта АЭС "Белене" в болгарском регулирующем органе?
Рассмотрение технического проекта ведётся уже несколько лет. В принципе оно почти подошло к концу, но остался ещё ряд невыясненных вопросов, в первую очередь, по пассивным системам безопасности.
Кроме этого, к сожалению, произошли события на Фукусиме, и нам потребовалось провести дополнительный анализ с учётом фукусимских уроков. Мы называем это стресс-тестами проекта, и отчёт по ним будет готов в конце октября.
Можно уточнить, как в Болгарии строится процедура рассмотрения атомных проектов? Сначала сертифицируется технический проект или вы даёте сразу разрешение на строительство?
Сначала мы одобряем технический проект. Это то, что мы уже делаем и чем будем заниматься в ближайшие несколько месяцев. Параллельно проходит процесс одобрения площадки, он для Белене уже закончен. А потом, если все пойдет нормально, мы выдадим разрешение на строительство.
Разрешение на строительство - это отдельная тема. Проектная компания должна предоставить доказательства того, что у неё есть необходимая система контроля качества при строительстве, необходимые финансовые ресурсы и персонал.
Но самое трудное - это одобрение площадки и проекта, конечно. Так что, надеемся, что всё будет нормально.
По пассивным системам безопасности. Вы сказали, что есть вопросы к техническому проекту. Можно ли услышать пример вопроса?
В порядке примера. Есть система пассивного отвода тепла, СПОТ. Это одна из совершенно новых систем этого блока, которая не применялась до сих пор.
Из-за этого необходимо посмотреть инженерные расчёты, на результаты экспериментов, модельные инсталяции и так далее, чтобы убедиться, что эта система совместно с другими системами будет работать тогда, когда это будет нужно. Что-то нам уже известно, но то, что является новым, нужно детально рассмотреть.
Ваш проект больше похож на тяньваньский?
Больше, скорее, на Куданкулам. Нужно отметить, что первый такой проект пошёл на Тяньване, потом в Индии, где включили эти пассивные системы, но индийские блоки пока ещё не были в эксплуатации. Это ещё не референтные блоки.
Мы проводили консультации с нашими экспертами и российскими коллегами, и надеемся, что скоро нам удастся закрыть все эти вопросы.
Если в проект вносятся какие-то изменения, например новые турбины, что в этом случае произойдёт с его рассмотрением в АЯР?
Предложение по турбинам исходило не от болгарского регулятора. У нас были другие предложения по изменениям в проекте, и часть из них мы уже сделали.
Конечно, изменение турбины - это пересмотр проекта. Это другая нагрузка на фундамент, другие электрические сети, всё другое. Так что это означает ещё больше времени для реализации проекта.
Короткий вопрос по АЭС "Козлодуй". Блоки 7 и 8, есть ли какая-то реальная работа по этим блокам у регулятора?
Нет. До сих пор никто не спрашивал у регулятора разрешений и не выражал намерений строить новые блоки на АЭС "Козлодуй". В принципе, это возможно, но надо начинать как новый проект.
Ещё один короткий вопрос. Проводились ли стресс-тесты на блоках №№ 3-4 АЭС "Козлодуй"?
Да, конечно. На станции были подвергнуты стресс-тестам блоки №№3, 4, 5, 6 вместе с бассейнами выдержки и хранилищем для ОЯТ. Так как в бассейне третьего и четвёртого блоков есть топливо, то это ядерные объекты.
Третий и четвёртый блоки принадлежит АЭС "Козлодуй", поэтому мы проводим на них стресс-тесты.
Все новости »