Новости
KEPCO стремится в Индию
Южная Корея поставила цель до конца года завоевать площадку в Индии и присоединиться к четырём зарубежным компаниям, у которых уже есть право строить АЭС в крупнейшей демократии мира. Но у Дели могут быть свои резоны.
Четвёртый претендент
По состоянию на сегодня, четыре компании из трёх государств закрепили за собой по одной индийской площадке. В распоряжении россиян находится Куданкулам, французов - Джайтапур. Для американских "Westinghouse" и "General Electric" предлагаются площадки в штатах Гуджарат и Андра Прадеш, хотя окончательного распределения для них ещё не сделано.
Россия, Франция и США - три страны, активно помогавшие индийцам выходить из-под действия международного эмбарго на атомное сотрудничество. За это от Дели им было выдано поощрение - площадки и заказы на новые энергоблоки на бестендерной основе.
У французов и американцев в Индии есть нагрузка. И те, и другие завязаны на японские компании и предприятия. Причём завязка американцев сильнее. Как известно, GE продвигает технологии кипящих реакторов в альянсе с "Hitachi", а весты и вовсе принадлежат японской "Toshiba".
Участие японских компаний в индийских проектах французов и американцев маловероятно - если вообще возможно - без подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве в атомной области между Индией и Японией. По многим причинам, дожидаться этого документа придётся долго.
Южная Корея в разряд основных поощрённых после снятия с Индии ограничений группы ядерных поставщиков (ГЯП) не попала. Но у Сеула есть амбиции по превращению страны в крупного или даже крупнейшего поставщика реакторов на мировые рынки. Естественно, что южнокорейские компании не могут пройти мимо Индии, которой предстоит в обозримом будущем возглавить наряду с Китаем ядерный ренессанс.
Преимущества KEPCO
Главный реакторный экспортёр Южной Кореи, компания KEPCO, располагает двумя важными преимуществами.
Прежде всего, у KEPCO имеется собственный реакторный проект APR-1400, свободный от экспортных ограничений, и налажена собственная цепочка поставщиков, включающая известную машиностроительную корпорацию "Doosan Heavy Industries". Это позволяет корейцам обходиться без услуг японских фирм при производстве заготовок для тяжёлого оборудования.
Второе важное преимущество - KEPCO поддерживается государством. Это принципиально в свете неопределённостей, возникших после принятия индийского закона о ядерном ущербе. Закон позволяет выставлять поставщикам регрессные иски при ядерных инцидентах. Частные компании в таких условиях ощущали бы себя некомфортно.
МИД Южной Кореи открыто признаётся, что оказывает и будет оказывать поддержку KEPCO в скорейшем получении индийской площадки для строительства АЭС. Правда, министерство науки и экономики, курирующее в Южной Корее атомную отрасль, от публичных комментариев по данному вопросу отказывается.
Молчат и индийские атомные ведомства. Западные журналисты, пытавшиеся связаться с департаментом атомной энергии, получили совет переадресовывать все вопросы по Южной Корее к ядерно-энергетической корпорации Индии. А там, в свою очередь, на вопросы не отвечают.
Но аналитики в целом согласны, что KEPCO рано или поздно выиграет индийские заказы. Южная Корея свободна от японских лицензий и технологий в атомной сфере, и её атомщиков в Индии не сдерживают никакие политические ограничения. Успех или неудача корейцев в крупнейшей демократии мира будут определяться исключительно соображениями технического и экономического плана.
Все новости »