Новости
Результаты дополнительной целевой переоценки безопасности АЭС Украины
Введение
11 марта 2011 года на АЭС "Фукусима-1" (Япония) произошла тяжелая авария с повреждением ядерного топлива как в активных зонах реакторных установок энергоблоков, так и в приреакторных бассейнах выдержки топлива (БВ). Причиной тяжелой аварии стало землетрясение магнитудой 9 по шкале Рихтера и вызванное землетрясением цунами, с высотой волны более 10 метров, что почти вдвое превышает значения, заложенные в проекте.
В результате внешних воздействий АЭС была полностью обесточена (утрачено внешнее и аварийное электроснабжение), что привело к потере таких важнейших функций безопасности, как аварийный отвод тепла и предотвращение или ограничение распространения радиоактивных веществ за предусмотренные проектом пределы.
24 марта Советом Европейского союза было сделано заявление, о необходимости незамедлительной переоценки безопасности европейских АЭС в связи с событиями на АЭС "Фукусима-1" ("стресс-тесты"). На пятом совещании по рассмотрению выполнения обязательств по Конвенции по ядерной безопасности (4 - 14 апреля 2011 г.), страны-члены Конвенции в совместном заявлении по поводу аварии на АЭС "Фукусима-1" также отметили необходимость переоценки безопасности АЭС и немедленного принятия соответствующих мер.
Под эгидой Западноевропейской ассоциации органов регулирования ядерной безопасности (WENRA), с участием украинских экспертов были разработаны требования по проведению «стресс-тестов».
Практически с начала аварии на АЭС "Фукусима-1", Украиной были предприняты необходимые меры по организации и проведению внеочередной целевой оценки состояния безопасности энергоблоков АЭС. Вопросы безопасности атомных электростанций Украины в контексте аварии на АЭС "Фукусима-1" были рассмотрены на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины 8 апреля 2011 года. Соответствующее Решение СНБО введено в действие Указом Президента Украины № 585/2011 от 12 мая 2011 .
Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ), в сотрудничестве с Гостехногенбезопасности и НАЭК "Энергоатом" был разработан "План действий по выполнению целевой внеочередной оценки состояния безопасности и дальнейшего повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины с учетом событий на АЭС Фукусима-1".
План действий был одобрен на заседании коллегии ГИЯРУ 19 мая 2011 года.
В соответствии с "Планом действий по выполнению целевой внеочередной оценки и дальнейшего повышения безопасности АЭС Украины с учетом событий на Фукусима-1", требованиями ГИЯРУ и Европейской группы регулирующих органов по вопросам ядерной безопасности (ENSREG), ГП НАЭК "Энергоатом", с привлечением подрядных организаций: ПАО "Энергопроект" и ООО "Энергориск" выполнил целевую переоценку безопасности по отношению к внешним экстремальным природным воздействиям, которые могут привести к деградации функций безопасности и развитию тяжелых аварий, а также разработали предложения по соответствующим мероприятиям для всех АЭС Украины.
Отчетные материалы были переданы НАЭК "Энергоатом" в ГИЯРУ для проведения экспертизы в строгом соответствии с ранее назначенными сроками – 14.10.2011.
В настоящий момент отчеты по целевой переоценке безопасности АЭС Украины рассматриваются регулирующим органом по ядерной и радиационной безопасности. 24 и 25 ноября 2011 года состоится публичное обсуждение результатов "стресс-тестов" на заседании коллегии ГИЯРУ.
На основании отчетов по целевой переоценке безопасности АЭС Украины до конца 2011 года будет разработан и предоставлен на рассмотрение ENSREG национальный отчет по целевой переоценки безопасности. Независимая партнерская проверка национального отчета представителями регулирующих органов стран Евросоюза должна быть выполнена до конца апреля 2012 года.
Краткая информация о выполненных работах по целевой переоценке безопасности
Перечень рассмотренных внешних экстремальных природных воздействий составлен с учетом специфических особенностей площадок каждой из АЭС Украины и охватывает все реально возможные значимые природные воздействия:
· землетрясения;
· смерчи;
· внешние затопления (экстремальные ливни, экстремальный паводок, возможный подъем грунтовых вод, аварии на гидротехнических сооружениях);
· внешние пожары;
· экстремально высокие/низкие температуры;
· экстремальный ветер;
· экстремальный снег;
· комбинация внешних экстремальных природных воздействий.
Анализ безопасности проводился по отношению к ядерному топливу, находящемуся:
· в активных зонах реакторов;
· в бассейнах выдержки и перегрузки топлива (БВ);
· в узлах свежего топлива (УСТ);
· в сухом хранилище отработавшего ядерного топлива Запорожской АЭС.
При выполнении анализа безопасности использован детерминистический подход, при котором постулируются последовательные отказы уровней глубокоэшелонированной защиты, а также не учитывается частота возникновения воздействий и вероятность нежелательных последствий.
При оценке возможности потери функций безопасности и управления тяжелыми авариями выполнены дополнительные расчетные оценки аварийных сценариев с различными комбинациями отказов оборудования и исходных событий аварий.
Основные выводы по результатам целевой переоценки безопасности
1) В проектах действующих АЭС Украины учтены все возможные внешние экстремальные природные воздействия. Безопасность АЭС при проектных значениях воздействий обоснована в материалах Отчета по анализу безопасности. Результаты выполненных дополнительных проверок и обходов не выявили наличие каких-либо дополнительных факторов, влияющих на работоспособность оборудования, обеспечивающего безопасность АЭС;
2) Действующие в Украине АЭС обладают запасами безопасности по отношению к внешним экстремальным природным воздействиям, характеристики которых превышают проектные значения, что подтверждается результатами выполненной квалификации оборудования;
3) Для обеспечения длительного теплоотвода в условиях экстремальных воздействий на площадках АЭС существуют дополнительные возможности обеспечения электроснабжения в условиях обесточивания и реализованы отдельные мероприятия для длительного аварийного отвода тепла. Требуется реализация дополнительных мероприятий;
4) Кроме того, в рамках работ по управлению тяжелыми авариями определены направления дальнейших действий НАЭК "Энергоатом", включая необходимые исследования:
- управление концентрацией водорода в гермообъеме (ГО);
- сброс среды из ГО;
- обеспечение целостности корпуса реактора.
Отчеты по целевой переоценке безопасности АЭС Украины будут опубликованы на сайте ГП НАЭК "Энергоатом" после проведения государственной экспертизы ЯРБ и публичного обсуждения результатов "стресс-тестов" на заседании коллегии ГИЯРУ.
Приложение
Состав отчета по целевой переоценке безопасности
Глава 1 Общее описание АЭС
1.1 Характеристика энергоблоков АЭС. Проектные основы
1.2 Геологические, метеорологические и гидрологические условия размещения АЭС
1.3 Важные отличия между энергоблоками, влияющие на оценку уязвимости энергоблоков к внешним экстремальным природным воздействиям, обеспечение выполнения функций безопасности и управления "тяжелыми" авариями
Глава 2 Оценка внешних экстремальных воздействий
2.1 Землетрясения
2.2 Смерчи
2.3 Внешние затопления (экстремальные ливни, экстремальный паводок, возможный подъем грунтовых вод, аварии на гидротехнических сооружениях, возможные повлиять на сооружения АЭС, содержащие СВБ)
2.4 Внешние пожары
2.5 Экстремально высокие/низкие температуры
2.6 Экстремальный ветер
2.7 Экстремальный снег
2.8 Комбинация внешних экстремальных воздействий
Глава 3 Потеря электропитания или/и конечного поглотителя тепла
3.1 Общее описание систем
3.2 Анализ аварий с учетом влияния внешних экстремальных воздействий и действий персонала
3.3 Выводы по каждой площадке
3.3.1 Формирование требований к необходимым запасам воды и оборудованию, обеспечивающему аварийное энергоснабжение, подпитку первого и второго контуров, БВ, СХОЯТ
3.3.2 Информация по существующим на площадке источникам воды и оборудованию, с помощью которого возможна подпитка первого и второго контуров, БВ ОЯТ
3.3.3 Выбор дополнительного оборудования (электрических генераторов, насосов) для обеспечения аварийной подпитки первого и второго контуров, БВ ОЯТ
3.3.4 Формирование требований к объему информации, необходимой для мониторинга при обесточивании и потери тепла к конечному поглотителю
3.3.5 Возможности размещения независимых источников подачи воды и энергоснабжения
Глава 4 Управление "тяжелыми" авариями
4.1 Организационно-технические мероприятия по управлению авариями на АЭС.
4.2 Управление тяжелыми авариями
4.2.1 Результаты оценки тяжелых аварий
4.2.2 Стратегии по управлению тяжелыми авариями.
4.2.3 Оценка достаточности средств мониторинга
4.2.4 Анализ водородной опасности
4.2.5 Анализ переопрессовки СГО
4.3 Учет факторов внешних экстремальных природных воздействий при управлении авариями
4.4 Рекомендации по управлению тяжелыми авариями и смягчению их последствий
Все новости »