Новости
NRC - реалити-шоу в атомнадзоре
Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США напоминает сегодня реалити-шоу. Четверо комиссионеров объявили своего председателя грубияном и подали жалобу в конгресс. Председатель готов извиниться, хотя не понимает, за что. Морально-этические разборки скрывают под собой острый конфликт между политическими партиями, а возможно, внутри отрасли.
Грубость председателя
Председатель NRC Грегори Яцко категорически не согласен с набором обвинений в свой адрес, услышанным от его коллег-комиссионеров.
На прошедших в конгрессе слушаниях Яцко заявил, что не запугивал сотрудников, не унижал женщин-работников и не скрывал информации от других членов комиссии. И вообще, большую часть обвинений он "впервые слышит".
У комиссионеров иное мнение. Уильям Остендорф и Кристина Свиницки утверждают - поведение Яцко было таким, что его коллеги "потеряли уверенность в его праве" возглавлять NRC.
Остендорф, Свиницки и двое других комиссионеров направили 13 октября письменный запрос в Белый дом с требованием разобраться с поведением Яцко, назначенца президента Барака Обамы.
После этого за дело взялся конгресс. Комитет, возглавляемый республиканцем Дарреллом Иссой, подготовил доклад, в котором перечислил все ошибки Яцко, а также представил "неприглаженную картину" о решениях, принимаемых председателем, и о его поведении. Авторы доклада встретились с двумя десятками сотрудников NRC и прочитали "десятки тысяч страниц документов".
"То, что начиналось как дефицит доверия и коллегиальности, сегодня превратилось в противостояние характеров между председателем комиссии и большинством её членов", - говорится в докладе.
Демократическая поддержка
Демократическая администрация США защищает Яцко всеми средствами. В Белом доме уверены - Яцко не нарушает никаких законов, и безопасность американских ядерных объектов не поставлена под сомнение.
Гарри Рейд, влиятельный сенатор-демократ и прежний работодатель Яцко, весьма доволен тем, что в бытность нынешнего председателя NRC был похоронен проект ненавистного Рейду геологического хранилища ОЯТ в горе Юкка. За это и за другие поступки Яцко сенатор готов ему многое простить и называет председателя "блестящим человеком".
Рейд признаёт, однако, что отношения Яцко с коллегами далеки от совершенства, и приветствует готовность председателя пойти на мировую с другими комиссионерами.
Захотят ли примирения коллеги? Остендорф утверждает, что Яцко "топал на него ногами". А Свиницки была вынуждена однажды просить своего помощника "стать поближе к ней", так как опасалась председательского гнева.
Хуже другое. Яцко дозировал поступление информации к своим коллегам, а затем обвинял их в "замедлении принятия важных решений". Более того, комиссионерам приходилось иногда голосовать по принципу "лишь бы оборониться от председателя".
Ещё один влиятельный заступник Яцко, демократ Эдвард Марки, собрал целую коллекцию примеров, когда четвёрка комиссионеров действовала в противовес председателю. Некоторые из них вполне достойны высшей меры для правительственного чиновника - так, четвёрка якобы всеми силами тормозила создание группы по урокам Фукусимы и подготовке рекомендаций для американских станций.
Многие видят причиной конфликта межпартийные противоречия и обвиняют Яцко в том, что он перенёс в профессиональный и аполитичный орган соперничество между демократами и республиканцами.
С подобной трактовкой согласны далеко не все. Казалось бы, среди четверых комиссионеров, бросивших вызов Яцко, есть сторонники обеих американских партий. С другой стороны, на защиту председателя активнее всего встают демократы. А ругают его республиканцы.
Причём критикуют основательно и с хорошей подготовкой, выбирая для атаки самые чувствительные с точки зрения американского общества места. Оказывается, Яцко третировал в NRC сразу трёх женщин, причём одну из них при свидетелях он сумел довести до слёз.
Лоббизм или политизация
Обвальная критика, посыпавшаяся на Яцко, инспирирована внутри американской атомной отрасли, утверждают сторонники председателя. Отрасль якобы не хочет поспешных постфукусимских реформ и притормаживает слишком рьяного председателя регулирующего органа.
Решения в комиссии принимаются большинством голосов. Четвёрка её членов может легко блокировать все попытки мятежного председателя превратить NRC из комнатной собачки в цепного пса. Это якобы и есть реальная причина того реалити-шоу, в которое сегодня оказались втянуты регуляторы, конгрессмены и чиновники администрации президента.
Стоит добавить, что сторонников подобной версии действительно больше среди демократов. Республиканцы в профессиональности и независимости NRC от отрасли сомневаются меньше.
Как бы то ни было, американская система атомного регулирования стоит сегодня перед одним из самых серьёзных кризисов в своей истории. Яцко не намерен поддаваться тому, что сам он называет "охотой на ведьм", и оставлять пост председателя. Комиссионеры по-прежнему считают его "политическим оперативником", засланным в NRC для решения политических задач, а не для реального контроля за безопасностью отрасли.
Прочим же остаётся лишь следить за событиями, извлекать из них уроки и оценивать сильные и слабые стороны американской системы атомнадзора, считающейся в мире одной из самых серьёзных.
Все новости »