Новости
AREVA защищает позиции
Для Люка Урселя, недавно возглавившего французскую группу AREVA, наступили трудные времена, пишет "Financial Times".
В конце этого года Урселю пришлось объявить о переоценке активов группы и удешевлению их примерно на 2,4 миллиарда евро, убытках до 1,6 миллиардов евро и сокращении как минимум 1500 работников.
Несмотря на это, Урсель, выступая во вторник в Париже, настаивал на том, что AREVA "работает на рынке, который развивается и растёт".
Стоит отметить, что действительно далеко не все проблемы группы AREVA связаны с изменениями в атомном секторе, случившимися после Фукусимы.
Так, 1,5 миллиарда евро переоценки возникли после падения ценности "UraMin", канадской уран-добывающей компании, купленной французами в 2007 году за 2,5 миллиарда долларов. Частично коллапс "UraMin" можно было бы отнести на счёт неопределённостей в цене на уран после Фукусимы. Но главная беда компании в том, что принадлежащие ей месторождения оказались не так богаты ураном, как прежде считалось.
Люди, близкие к Урселю, обвиняют в покупке "UraMin" на самом пике уранового пузыря (спекулятивного роста цен на уран, наблюдавшегося до глобального финансового кризиса) лично Анн Ловержон, первого президента AREVA.
Союзники Ловержон, известной под псевдонимом "Атомная Аня", переводят стрелки. Они напоминают, что господин Урсель в тот же самый период курировал проект по строительству "Олкилуото-3", обернувшийся для французов потерей репутации и денег.
Санкцию на покупку "UraMin" давало правительство Франции. Теперь оно также оказалось в неудобном положении, ибо вместо богатых месторождений французы приобрели практически пустышку. Все обстоятельства сделки в настоящее время расследуются.
В своём обращении к журналистам, инвесторам и конкурентам Люк Урсель воздержался от прямой критики деятельности мадам Ловержон. Вместо этого, он подчеркнул, что AREVA останется интегрированной компанией, в чьи интересы входят почти все сектора атомной отрасли, от добычи урана до вывода из эксплуатации. Ловержон была архитектором этой стратегии.
Зато господин Урсель подробно остановился на деталях финансирования программы развития группы при Ловержон.
За период 2007-2011 годов, на развитие было потрачено 10 миллиардов евро. Треть из этой суммы была взята из доходов группы, остальные две трети пришли извне, в том числе, от кредиторов. Операционный денежный поток (OFCF, потоки, остающиеся для кредиторов и собственников после вычета налогов и капитальных расходов) с 2006 года ушёл в минус.
В ближайшие четыре года AREVA потратит на развитие 7,7 миллиардов евро. Урсель надеется переломить ситуацию, выйти к 2015 году на положительный OFCF порядка 1 миллиарда евро, а с 2014 года осуществлять капитальные вложения исключительно за счёт средств группы, без привлечения денег со стороны.
Но как поведёт себя мировой ядерный рынок, зашатавшийся после аварии на Фукусиме и решений Германии, Швейцарии и Бельгии о постепенном отказе от атомной энергетики? Из общего портфеля заказов группы (44 миллиарда евро), 6% приходится на Германию и 12% на Японию.
Урсель делает хорошую мину и говорит о хорошей игре. В ближайшие пять лет он надеется продать 10 реакторов EPR. Беда в том, что потенциальные заказчики прекрасно осведомлены о проблемах на "Олкилуото-3" - срыве графика строительства, перерасходе сметы и арбитражном разбирательстве с эксплуатирующей организацией.
Аналитики отмечают: "Реакторы EPR стоят очень дорого, а AREVA - не единственный поставщик реакторов на свете". Даже EDF, французская эксплуатирующая организация, готова выбирать более дешёвые импортные реакторы.
На словах Урсель остаётся оптимистом. Он говорит о будущих заказах в Китае, Индии, ЮАР, США и Великобритании. Он напоминает о прогнозах международного энергетического агентства, предсказывающих рост атомного сектора, в первую очередь, за счёт азиатских стран.
"AREVA останется мировым лидером, но на чрезвычайно конкурентном рынке нам придётся улучшить функционирование нашей компании", - считает Урсель.
Все новости »