Выберите язык сайта Русский | English
(496) 722-26-55
722-24-43
Поиск

Новости GAO: Америке нужно усилить безопасность ядерных и радиоактивных материалов

Новости

GAO: Америке нужно усилить безопасность ядерных и радиоактивных материалов

26.03.2012

Государственные агентства США должны предпринять дополнительные усилия по обеспечению сохранности ядерных и радиоактивных материалов. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном главной бухгалтерской службой Соединённых Штатов (GAO, аналог российской Счётной палаты).

Беспокойство аудиторов

В 2009 году президент США Барак Обама выдвинул международную инициативу по обеспечению безопасности всех уязвимых ядерных материалов в мире в течение четырёх лет.

Лидеры 47 стран поддержали эту инициативу в 2010 году. В марте 2012 года на саммите по ядерной безопасности предполагается обсуждение достигнутого и постановка новых задач.

GAO внимательно отслеживает положение дел с безопасностью ядерных материалов на различных объектах Соединённых Штатов, в том числе, в госпиталях. Накануне мартовского саммита аудиторы выпустили очередной отчёт со своими выводами и рекомендациями.

Ещё в декабре 2010 года аудиторы отметили, что принятая в стране стратегия обеспечения безопасности ядерных и радиоактивных материалов, получившая одобрение в совете национальной безопасности, не содержит конкретных деталей своего выполнения. В результате остаются неясными ключевые параметры всей программы, такие как стоимость, сроки и объёмы работ.

В 2010 году аудиторы рекомендовали совету национальной безопасности США инициировать межведомственное обсуждение деталей исполнения президентской инициативы. Комментариев от совета не последовало.

Следующая проблема - обеспечение безопасности американских ядерных материалов за рубежом. В сентябре 2011 года аудиторы нашли, что федеральные ведомства США не в состоянии точно назвать количество таких материалов, подпадающих под соглашения о международном сотрудничестве в ядерной сфере.

Аудиторы отметили также, что многие из заключённых ранее соглашений между американским правительством и зарубежными партнёрами не содержат статей о праве доступа американских представителей к передаваемым материалам для оценки состояния их физической безопасности. Более того, проверки уровня безопасности у зарубежных партнёров, проводящиеся американскими ведомствами, не являются систематическими.

В декабре 2011 года аудиторы GAO обратили внимание на организационные проблемы в координации американских программ по нераспространению. В частности, были упомянуты потенциальные фрагментация и пересечение между некоторыми программами, имеющими целью борьбу с хищениями ядерных материалов за рубежом.

GAO отметила, что в США нет ведомства, которому было бы поручено возглавлять и координировать данные программы. Аудиторы рекомендовали совету национальной безопасности пересмотреть реализуемые программы на предмет их фрагментации и пересечения. Совет отказался комментировать выданную рекомендацию.

Отдельную тему представляет собой положение дел с безопасностью радиоактивных источников в США, в частности, в медицине. Подобные материалы могут быть использованы для создания грязных бомб.

По мнению аудиторов, американские госпитали не имеют чётко обозначенных программ действий по обеспечению безопасности имеющихся у них радиоактивных материалов, а контроль за их безопасностью не унифицирован.

Национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) США запустило добровольную программу по повышению безопасности радиоактивных источников, находящихся в обороте на территории страны. В выполнении программы достигнут определённый прогресс, однако ряд организаций отказывается от помощи со стороны NNSA. В их число входят и некоторые из госпиталей, расположенных в густонаселённых городских районах.

Американские материалы за рубежом

Большое внимание в новом докладе главной бухгалтерской службы уделено проблемам мониторинга физической безопасности американских ядерных материалов за рубежом.

В совокупности, Соединённые Штаты имеют на сегодняшний день 27 действующих соглашений о сотрудничестве в сфере мирного атома. Среди партнёров - отдельные государства, европейское агентство EURATOM, МАГАТЭ и одно непризнанное государство (Тайвань). В общее число входят также два соглашения с Австралией, одно из которых касается лазерного обогащения урана.

На протяжении многих лет Америка экспортировала в рамках указанных соглашений ядерные материалы, включая обогащённый и природный уран. Всякий раз американцы должны были добиваться для себя права на проведение систематических проверок физической безопасности передаваемых материалов.

Между тем, как выявили аудиторы, американские федеральные ведомства - министерство энергетики, комиссия по ядерному регулированию и госдепартамент - не в состоянии полностью учитывать все находящиеся за рубежом ядерные материалы американского происхождения.

Объяснение этому таково. В соглашениях в реальности не отмечалась особо необходимость проведения систематических проверок физической безопасности. Кроме этого, у США отсутствует единая политика по сбору информации о состоянии переданных материалов.

У министерства энергетики и регулирующего органа США нет всеобъемлющей сводной таблицы о переданных за рубеж американских ядерных материалах. Наибольшее беспокойство у аудиторов вызывает состояние дел с учётом экспортного высокообогащённого урана.

В январе 1993 года комиссия по ядерному регулированию (NRC) подготовила документ по поводу ВОУ, вывезенного из Соединённых Штатов в рамках соглашений о сотрудничестве. Регуляторы на тот момент смогли подтвердить местонахождение только 1160 кг ВОУ из общего количества 17500 кг, ушедшего на экспорт.

Данные 1993 года и по сей день остаются единственными доступными, так как попыток подготовить новые редакции документа не предпринималось.

Аудиторы сообщают, что по трём из государств, где находится американский ВОУ, есть вопросы в связи с обеспечением физической безопасности - а именно, американцы не имеют никакой информации о состоянии физической безопасности и не посещали места хранения на протяжении десятилетий.

Аудиторы не называют эти государства, однако добавляют, что поставки американского ВОУ производились туда до 1978 года.


Предположительно, одно из этих государств - Иран.

В докладе GAO приводится информация, полученная от представителей американской программы GTRI, реализующейся под эгидой министерства энергетики. Согласно ей, из 17500 кг американского ВОУ примерно 12400 кг не могут быть сейчас возвращены в Соединённые Штаты.

Примерно 10000 кг попадают в список "невозвращения" по той причине, что в США для них отсутствует стратегия обращения (площадки для окончательного захоронения или методики для повторного использования). Ещё 2000 кг в основном находятся в странах EURATOM, где ядерные материалы либо пребывают в работе, либо должным образом защищены. Однако в некоторых "экономически развитых" государствах выявлены слабые места в системе физической защиты ядерных материалов, отмечают аудиторы, не называя такие страны.


В порядке общего примечания. Оценки, использующиеся в США для публичногодоступа, говорят о 25 кг ВОУ или 8 кг плутония для создания одного ядерного заряда.

Ядерная медицина

Опасность инцидентов и террористических актов с задействованием радиоактивных материалов хорошо иллюстрирует инцидент 1987 года в Бразилии с медицинским источником на 137Cs активностью 1400 Ки. В результате инцидента четверо человек погибло. Устранение последствий потребовало 36 миллионов долларов, был снесён ряд зданий и образовалось 3500 кубометров РАО.

В Соединённых Штатах примерно 1500 госпиталей и медицинских организаций, использующих для лечения пациентов высокоактивные материалы. По оценкам NNSA, общая активность находящихся в обороте в медицинской сфере источников составляет 22 миллиона кюри.

Федеральные ведомства США оказывают значительную помощь медикам в обеспечении сохранности источников. Только по одной из программ, реализованных в NNSA, на эти цели было потрачено 96 миллионов долларов, а общая сумма до 2025 года достигнет 608 миллионов. В среднем, стоимость модернизации одного медицинского комплекса для обеспечения физической безопасности составляет свыше 317 тысяч долларов.

Однако программы по повышению физической безопасности в медицинских учреждениях нередко носят добровольный характер, и ряд госпиталей отказывается принимать в них участие.

Так, в одном из банков крови, где имеется 137Cs-источник, аудиторам пояснили - руководство не хочет предпринимать необходимые меры по повышению безопасности, потому что ожидает переезда банка в другое место в течение трёх лет. При этом, аудиторы сочли источник в банке уязвимым - он виден через незащищённые окна, на которых даже не установлена сигнализация.

Полицейский департамент одного из крупнейших американских городов проинформировал аудиторов, что расположенный в городе госпиталь с источником на 1700 Ки отказался от мер по повышению безопасности из-за боязни их дороговизны, несмотря на соответствующие требования полиции. Госпиталь находится в стеснённом финансовом положении и не готов тратить деньги на безопасность радиоактивных материалов.

В госпитале одного из штатов два источника с 137Cs с активностями 2000 и 6000 Ки хранятся в подвале здания, открытого для доступа публики. В помещении с источниками нет камер. Один из источников установлен на колёсной тележке, что удобно для его быстрого вывоза, и сотрудники госпиталя категорически отказываются демонтировать источник или снимать колёса. При этом, помещение с источником расположено вблизи выхода из здания.

В госпитале одного из крупнейших городов США цифровая комбинация, нужная для открытия двери в помещение с 137Cs-источником на 1500 Ки, написана прямо на двери. Вход в помещение организован из общего вестибюля, где постоянно пребывает много народу. Охрана госпиталя периодически стирает написанную на двери комбинацию, однако персонал пишет её вновь.

В университетском госпитале сотрудник радиологической службы (RSO) признался аудиторам, что не может назвать точное число людей, имеющих право доступа без сопровождения к радиоактивным источникам. По его словам, это не менее 500 человек. Больше он добавить ничего не может, так как в применяемой системе учёта доступа предельное число записей ограничено 500. По его предположению, в прошлом доступ без сопровождения имело 800 человек.

В банке крови в одном из штатов аудиторы обнаружили 137Cs-источник на 1400 Ки в комнате, закрытой на обычный замок. Комната выходит на улицу, окно комнаты не защищено сигнализацией.

Отдельный вопрос - качество кадров, отвечающих за физическую безопасность радиоактивных материалов в госпиталях США. Так, в одной из больниц соответствующий офицер на деле является медицинским физиком и не имеет необходимой подготовки для осуществления мер УКФЗ. Под его контролем находятся гамма-нож (60Co) на 2600 Ки и 137Cs-источник на 2400 Ки. В другом медицинском учреждении на должность офицера физической безопасности был принят инженер-строитель.

Для порядка, аудиторы GAO напомнили, что организационный бардак характерен и для госпиталей в других государствах. Так, в одном из иностранных госпиталей аудиторы наблюдали оборванный кабель системы физзащиты, сделавший всю систему неработоспособной. Аудиторам сообщили, что кабель был оборван месяц назад, но никто не предпринимал никаких мер по его восстановлению.

В отличие от многих других докладов GAO по ядерной тематике, к данному докладу не приложены никакие комментарии от заинтересованных федеральных ведомств Соединённых Штатов.



Все новости »


Copyright © 2011 СПКТБ “Чех-Гидросталь”.
Все права зарезервированы.
Разработка сайта nokias.ru
Язык сайта РУ EN Адрес:142300, Россия, Московская область,
г. Чехов, ул. Набережная, д.3
Тел/факс: (496) 722-26-55
E-mail: spktb@spktb.ru