Выберите язык сайта Русский | English
(496) 722-26-55
722-24-43
Поиск

Новости Вашингтон, Сеул и бриллиантовый стандарт

Новости

Вашингтон, Сеул и бриллиантовый стандарт

09.04.2012

Между США и Южной Кореей сохраняются противоречия по содержанию поправок к межправительственному соглашению о сотрудничестве в мирной атомной области, известному также как соглашение "123". Срок действия текущей редакции соглашения подойдёт к концу в мае 2014 года.

Устаревшее соглашение

Атомная отрасль Южной Кореи создавалась во многом с помощью американцев. Первая версия соглашения о сотрудничестве между двумя странами была подписана 3 февраля 1956 года и с тех пор дважды дополнялась - в 1958 и 1965 годах.

С тех пор корейские атомщики далеко продвинулись вперёд и практически добились полной самостоятельности. Но их дальнейшее развитие сдерживается статьями соглашения с Америкой.

Прежде всего, в Сеуле хотели бы закрепить за собой право на переработку ОЯТ. Корейцы выбрали пирохимический метод, уповая на его большую защищённость от распространения. В дополнение к переработке, Корея стремится овладеть технологиями обогащения урана до реакторного уровня.

У администрации Барака Обамы другие проблемы. В Белом доме не могут не считаться с настроениями конгресса. Американские парламентарии готовы наложить вето на любое атомное соглашение, не отвечающее золотому стандарту - в нём должен быть явно прописан запрет для партнёра США на обогащение урана и переработку ОЯТ.

Но если золотой стандарт сохранится в обновленной редакции соглашения с Сеулом, то корейские политики и дипломаты придут в ярость. Они не поймут, на каком основании Вашингтон приравняет их страну к Иордании, Вьетнаму и другим государствам-новичкам в атомной отрасли.

На сегодняшний день в Южной Корее эксплуатируется 23 атомных энергоблока. Ещё три блока, согласно базе МАГАТЭ по энергетическим реакторам (PRIS), находятся на этапе строительства. Страна завоевала свой первый международный контракт на строительство блоков за рубежом, а именно, четыре блока в Эмиратах. У корейцев также есть огромный интерес к развитию быстрых реакторов и замыканию топливного цикла.

Бриллиантовый стандарт

Южная Корея предлагает американцам ввести, наряду с золотым, бриллиантовый стандарт для межправительственных соглашений.

Он позволил бы странам обогащать уран до реакторного уровня и перерабатывать облучённое топливо американского происхождения при условии, что в государстве есть развитая ядерная программа, отвечающая всем нормам нераспространения и транспарентности.

На данный момент, бриллиантовый стандарт можно смело называть южнокорейским. Только эта страна среди всех ведущих переговоры о заключении или перезаключении атомных соглашений с США отвечает заявленным условиям. В будущем, конечно, могут появиться и новые претенденты.

Нераспространенческое лобби в Соединённых Штатах сделает всё возможное, чтобы не допустить послаблений для Сеула. Но эту битву нераспространенцы с большой вероятностью проиграют.

У корейцев есть мощная поддержка в обеих палатах американского конгресса. Более того, они могут нанять лоббистские организации для вдумчивой работы с сомневающимися депутатами. Такой пример уже есть - именно так в своё время поступили ОАЭ, когда обсуждалось их соглашение "123".

Задача прокорейских лоббистов упрощается особенностями американской процедуры прохождения соглашений "123" через парламент. За него необязательно голосовать. Достаточно, чтобы документ пролежал в конгрессе без движения в течение 90 рабочих дней (рабочих дней конгресса), и в этом случае он будет автоматически одобрен. Так что от лоббистов для победы потребуется всего лишь предотвращать или срывать голосования, а не собирать большинство голосов.

Возможные компромиссы

Могут ли Вашингтон и Сеул прийти к компромиссу, не затрагивающему основные принципы их ядерных политик?

По переработке ОЯТ - скорее всего, да. В прошлом году две страны договорились о 10-летней программе совместных исследований по пиропроцессингу.

Здесь возможны варианты и юридические коллизии. Например, считать ли пиропроцессинг переработкой ОЯТ? В Южной Корее говорят так - поскольку при этом методе не происходит выделения плутония, то его нельзя относить к переработке.

В администрации Обамы пока считают по-другому. Американцы полагают, что при пиропроцессинге образуются продукты, опасные с точки зрения нераспространения, и поэтому он является переработкой ОЯТ.

Ещё более сложная ситуация с обогащением урана, где практически невозможно прибегнуть к тактике из арсенала адвокатского крючкотворства.

Один из возможных выходов корейцы видят в покупке акций разделительных заводов за рубежом.

Так, известно о переговорах между корейской генерирующей компанией KEPCO и европейским концерном URENCO о приобретении азиатами части акций разделительного завода в штате Нью-Мексико, который строится концерном. Американцы не участвуют в этих переговорах и относятся к ним совершенно спокойно - акции завода не дадут Сеулу доступа к технологиям обогащения.

Выход номер два - сооружение в Южной Корее разделительного завода иностранцами. Такой завод могли бы построить французы из AREVA или россияне. При этом Южная Корея смогла бы говорить о том, что на её территории есть разделительные мощности, однако доступа к технологиям она по-прежнему иметь не будет.

Другое дело - как отнесутся американцы к тому, если в Южной Корее появится разделительный завод, построенный россиянами? Дипломатам из всех заинтересованных стран будет в этом случае о чём поговорить.



Все новости »


Copyright © 2011 СПКТБ “Чех-Гидросталь”.
Все права зарезервированы.
Разработка сайта nokias.ru
Язык сайта РУ EN Адрес:142300, Россия, Московская область,
г. Чехов, ул. Набережная, д.3
Тел/факс: (496) 722-26-55
E-mail: spktb@spktb.ru