Новости
Атом и юриспруденция
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (ГК "Росатом") - крупный вертикально-интегрированный госхолдинг, осуществляющий производство атомной энергии, добычу урановой руды и производство ядерного топлива для АЭС, строительство и сервисное обслуживание АЭС, производство оборудования для АЭС.
География деятельности госкорпорации широко выходит за пределы границ России. 100% акций корпорации находится в собственности Российской Федерации. Группа интенсивно развивается, расширяя масштабы своей деятельности и углубляя вертикальную интеграцию.
В своё время ходила шутка: "Сможет ли Средмаш выжить без СССР? Средмаш-то сможет, а вот СССР - нет".
Эта посылка остается в силе. В рекламе госкорпорация не нуждается. Средств для найма любых специалистов, в том числе юристов-физиков, хватает.
Сейчас в моде борьба с коррупцией. Основой для борьбы является законодательная база. Сотни и тысячи депутатов, чиновников, советников и сотрудников госкорпорации озабочены созданием чётких законов. Давайте посмотрим, что у них получается.
1. Устав
Начнём с начала - серьёзный специалист приходит устраиваться на работу. Он первым делом изучает Федеральный закон Российской федерации от 8 марта 2011 г. №35 ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".
Очевидно, что устав должен содержать, с одной стороны, определённые ограничения и, с другой стороны, определённые бенефиции, компенсирующие эти ограничения.
Очевидно также, что ограничения распространяются не на всю организацию.
В Уставе предусмотрены обременения в виде ограничений по ст.2.п.5 о запрете организации и проведения собраний, митингов, в частности, за пределами ядерных установок.
Где этот предел, неизвестно. Целесообразно привязать запрет к санитарно-защитной зоне или зоне наблюдения.
Круг лиц, на которых распространяется ограничение, однозначно не определён. Конституционность этого ограничения под вопросом (ст.30, 31 Конституции). Группа лиц, которые имеют право на поощрение/взыскание вследствие наличия/отсутствия у них разрешения, не установлена.
Единственное реальное ограничение - прибыть на рабочее место по требованию (иными словами, пить водку даже по праздникам нельзя). В развитие темы - неплохо бы в качестве обременения раздать мобильники с навигацией и запретить их выключать.
Продолжим оценку нормативного материала на примере других и тех же документов.
2. Перечни
Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - см. приложение к Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 865 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) - отличается от перечня, принятого для Закона об использовании атомной энергии 170 ФЗ ст26 (см также ст.4).
Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", принятый Государственной Думой 5 декабря 1995 г., даёт третий вариант перечня.
Представляю, как могли бы радоваться коррупционеры, формулируя вид деятельности и Условия действия Лицензии при наличии дыр в законодательстве.
Пресловутый "№90 приказ", устанавливающий, в частности, нумерацию лицензий и отменённый Минюстом, в чём-то заменил нормативный акт, однако мог быть использован и в коррупционных целях.
3. Иметь или получать
Действующий Федеральный закон РФ от 8 марта 2011 года №35 ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" статьёй 2 разд1п.6) Устава требует, что работники должны "иметь разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии при занятии должности, предусмотренной перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утверждённым Правительством Российской Федерации".
Теперь смотрим Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240 с изменениями от 01.02.2005. В действительности Постановление Правительства использует слово получать, а не иметь: "Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения…".
Согласно ст.2 разд.2 Устава работники… не получившие разрешения на право ведения работ… не допускаются к ведению работ… и отстраняются от работ в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, назначенное на должность по списку сотрудников лицоподлежит отстранению от работ.
На исполнение требований ФЗ уходит до 3,5 месяцев. Если это директор, вся организация стоит. Внезапное увольнение, болезнь или смерть приводят к остановке техпроцесса даже в случае, если имеется подходящая замена. Держать дублёров слишком дорого. Для пятилетнего срока действия "разрешения" срок в 3,5 месяца на оформление представляется излишним.
Замена слова получать на слово иметь привела к коллизии.
Казалось бы, пустяк - одно слово заменили на другое. Но эта закавыка висит достаточно давно и никак не устраняется. Хотелось бы знать, как смогли разработчики закона допустить такой очевидный ляп. Нельзя панибратски относится к атому. Юридические недоработки имеют место и в Законе об использовании атомной энергии, положении о лицензировании, других документах.
Считаю целесообразным для реализации единого подхода перейти от разрешительного к заявительному принципу получения Разрешений.
При этом кандидат на должность должен оформлять предписанные для оформления именно ему документы, а предприятие - свою часть документов, которые они готовят в недельный срок. Функции предприятия по подготовке представления документов для получения разрешения заканчиваются передачей документов в надзорный орган.
В таком случае, надзорный орган осуществляет процедуру выдачи Разрешений и проводит:
- рассмотрение документов, представленных заявителем;
- проведение проверки знаний;
- принятие решений о выдаче или отказе в выдаче Разрешения;
- выдачу Разрешений
- сопровождение Разрешений.
В свете вышеизложенного предлагается заменить слово иметь на получать в ст. 6б) Устава, от 8 марта 2011 №35 -ФЗ и ст.26 ФЗ 170.
После принятия принципиального решения следует собрать независимую экспертную группу для подготовки предложений о корректировке блока нормативных актов, проистекающих из такой замены, который обеспечивал бы прозрачность и безопасность ситуации с назначением на должность.
В частности, считаю необходимым ограничить срок процедуры выдачи разрешений тремя неделями, а для уменьшения документооборота из четырёх "Порядков выдачи разрешений…" для различных объектов выпустить один документ для реализации единого подхода.
Два представленных выше положения Устава приводят на практике к неразрешимой ситуации. Назначенные на должность согласно утвержденного Перечня работники подлежат отстранению от работ в соответствии со ст.76 Трудового кодекса РФ.
Этими документами не определены сроки и условия, когда назначаемый на должность работник должен получать разрешение (до назначения - невозможно, после в какой срок или при выполнении каких условий)?
Иначе в любой момент надзорные органы могут наказать и работника, и предприятие. Требование ст.2 п.6) при первичном назначении на должностьневыполнимо в принципе и наказание за его неисполнение зависит только от того, придёт ли представитель надзорного органа в период оформления Разрешения. Работник должен либо быть оштрафован, либо дать взятку etc.
И, что важно подчеркнуть, на весь этот срок лицо-заявитель не будет иметь "разрешения" и никто не будет отвечать за безопасность.
4. Лицензии
Согласно Федеральному Закону от 30 ноября 2011 года № 347-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"ст26в) ФЗ №170 дополнена частью 9 следующего содержания:
Порядок лицензирования в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливается Правительством РФ.
Ранее порядок выдачи и прекращения действия Лицензии устанавливался приказом от 16 октября 2008 № 262 Министерства природных ресурсов и экологии "Об утверждении административного регламента исполнения …функции по лицензированию…" и некоторыми другими документами, такими, как Приказ от 22 июля 2009 № 222, от 26 марта 2010 № 90, и от 17 мая 2010 № 165 Министерства природных ресурсов, не обладающими равной или большей юридической силой, чем постановления правительства.
Таким образом, по затронутым здесь вопросам должно быть выпущено Постановление Правительства. При подготовке этого документа есть возможность развязать упомянутые узелочки (и не только их).
5. К вопросу о терминах
Широко применяется блок слов "Разрешение (лицензия)".
Под "Разрешением" мы понимаем документ, который выдаётся физическому лицу, однако так было не всегда.
Первоначально Разрешение давалось руководством по согласованию с надзорным органом на проведение разовых работ с нарушением (обоснованным с точки зрения безопасности!) требований норм и инструкций.
Последний раз документ такого типа был исполнен в начале 80-ых годов прошлого века (надзор ведётся с 1972 года).
6. Закон 35ФЗ
Позволю крамольную мысль. Если невнятный Закон 35ФЗ не устанавливает ничего, то он, может быть, не нужен? Может быть, не нужны и "Разрешения?"
Вывод
Законодательство в области атомной энергии нуждается в пристальном внимании. Качество работы наших законодателей оставляет желать лучшего.
Все новости »