Новости
Мы не можем регистрировать событие за событием
Мы публикуем краткий перевод интервью главы болгарского регулирующего органа (АЯР) Сергея Цочева.
Доктор Цочев занимает пост председателя АЯР с октября 2004 года. До прихода в регулятор он 25 лет проработал на АЭС "Козлодуй". Последняя его должность на станции - директор дирекции "Безопасность и качество". По специальности - радиохимик. Выпускник софийского университета, стажировался также в техническом университете Вены.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО
Сергей Цочев
Господин Цочев, в последние недели на АЭС "Козлодуй" произошло несколько беспокоящих событий. Сначала шестой блок пришлось срочно останавливать на 40 часов, потом появилось сообщение об отключении одного из приводов на пятом блоке, причём проблема с приводами длится уже годами.
Да, так и есть. Вы правы. Вопрос в том, что поэтапная замена датчиков индикации положения органов СУЗ до сих пор не завершена. В прошлом году было зафиксировано несколько подобных случаев с потерей индикации.
Для каждого конкретного случая имеется техническое решение, позволяющее восстановить показания датчиков. Но для нас, регуляторов, это не считается окончательным решением. Мы хотим, чтобы на блоках были (работоспособные)датчики, и требуем их ремонта или замены на новые.
Окончательное решение - вопрос времени, и честно говоря, вам не нужно сильно беспокоиться. Ситуация выглядит так - в какой-то момент операторы теряют информацию от датчика о положении органа СУЗ. Но это очень быстро устраняется…
Повторю - нет повода для беспокойства, как нет и нарушения безопасности. Но, так или иначе, проблему с датчиками следует решить кардинально. Явно мы имеем проблемы с их качеством, в результате чего получаем на станции событие за событием.
По шестому блоку. Его остановка произошла из-за одного измерительного трансформатора, контролирующего напряжение на генераторе. Это важное оборудование. В конкретном случае от трансформатора прошёл ошибочный сигнал о коротком замыкании на генераторе, что послужило причиной срабатывания АЗ.
На самом деле, короткого замыкания не было, но для доказательства этого персоналу потребовалось время.
Что Вы думаете о предложении использовать оборудование, заказанное для АЭС "Белене", при строительстве нового блока на АЭС "Козлодуй"? Через какие процедуры предстоит пройти?
Даже если проект реактора для нового блока в Козлодуе будет точно таким же, как и для Белене, в любом случае, это новое ядерное сооружение. Такое сооружение должно быть лицензировано согласно действующим в стране нормативным документам.
Вся процедура стартует с принципиального решения правительства о строительстве блока. Далее выполняется ОВОС, ведутся технико-экономические исследования площадки. Все эти действия потребуют времени.
Таким образом, даже если для "Козлодуя-7" будет взят проект, на 100% совпадающий с проектом блоков АЭС "Белене", он должен быть пересмотрен и заново одобрен регулятором с учётом особенностей площадки. Ясно, что по сейсмике, гидрологии и другим дисциплинам площадки в Козлодуе и Белене имеют коренные отличия.
Проект блока готовится под конкретную площадку. Поэтому для любой новой мощности всегда требуется проходить через процесс лицензирования.
Ускорение процедуры возможно за счёт того, что при рассмотрении проекта АЭС "Белене" мы накопили немалый опыт. Но в любом случае, проект должен быть адаптирован под новые условия. Могут потребоваться изменения в проекте, в том числе, в неядерной части. Что касается оборудования ядерного острова, то его можно было бы использовать на "Козлодуе-7".
Выступая на форуме "Bulatom", Вы сказали - сделано много анализов поведения оборудования в ходе аварии на Фукусиме, но влияние человеческого фактора до сих пор не было исследовано. Что Вы имели в виду?
Очевидно, что человеческий фактор внёс большой вклад в аварию на Фукусиме.
Конечно, есть определённые культурные и национальные особенности. В Болгарии они такие, в Японии другие. Вы можете иметь самые совершенные процедуры и технику, но если вы не готовились к тому, как действовать при кризисе и чрезвычайных ситуациях, то у вас обязательно возникнут проблемы.
Мы видим, что происходит с образованием в Болгарии. Прежде всего, как мало людей сейчас идёт учиться на инженеров, химиков, энергетиков, физиков. Второй момент - снижение качества обучения, о котором также много говорится. Это всё очень тревожащие факторы, непосредственно влияющие на нашу отрасль… В какой-то момент может случиться так, что у нас будет техника, но не останется квалифицированных людей, способных ей управлять.
Прошлогодние стресс-тесты показали, насколько устойчива болгарская станция к внешним воздействиям. Было проведено много анализов, но упора на человеческий фактор не делалось. И тут атомщикам предстоит большая работа…
В августе срок Вашего мандата как председателя АЯР истечёт.
У меня есть свои мысли. Но, в принципе, я имею право остаться во главе регулятора ещё на один срок. Подобные решения относятся к прерогативе правительства страны, и я на данный момент не могу вам ничего сказать по данному вопросу.
Все новости »