Новости
Япония не определилась с программой 2040
Правительство Японии воздержалось от формального утверждения ранее анонсировавшихся планов о полном отказе от атомной энергетики к 2040 году, пишет "Нью-Йорк Таймс".
Антиядерный план был жёстко раскритикован деловыми кругами Японии и регионами, чья экономика зависит от эксплуатации АЭС.
Компромисс с бизнесом
Кабинет премьер-министра Ёсихико Ноды дал обещание "принять во внимание" предложение о закрытии всех японских АЭС к 2040 году.
Однако единственное обязательство, в итоге взятое на себе правительством, состоит в "проведении дебатов с местными властями и международным сообществом", а также в "определении мнения общественности" при выработке экономической стратегии развития Японии.
Политика в сфере энергетики будет вестись "с гибкостью, основываясь на неустанной верификации и переоценке".
Лишённому конкретики решению правительства по атомному вопросу предшествовало редкое для Японии событие. Председатели ведущих японских деловых ассоциаций, включая ассоциацию "Keidanren", созвали общую пресс-конференцию. На ней они потребовали от правительства отказаться от "плана 2040" по закрытию АЭС.
"Крайний срок 2040 год, прежде всего, нежизнеспособен", - сказал председатель японской палаты коммерции и промышленности Тадаси Окамура.
Противники атомной энергетики были заранее полны мрачных предчувствий, обращая внимание на слабости программы по полному закрытию атомных станций и на оставшиеся в ней лазейки. После отказа правительства утвердить программу, они назвали кабинет министров "нерешительным" и "слабым в коленках".
"Мы видим лишь одно - правительство заключает один компромисс за другим с деловыми кругами", - заявил генеральный секретарь общественной организации "Citizens' Nuclear Information Center" Хидеюки Бан.
За и против
Программа по отказу Японии от атомной энергетики к 2040 году была впервые озвучена министром стратегического развития Мотохисой Фурукавой. Он представил документ с амбициозным названием "Революционная стратегия в области энергетики и окружающей среды".
Документ постулировал постепенное закрытие в стране всех действующих блоков. Заменить атомную генерацию в нём предлагалось за счёт возобновляемой энергетики, энергосбережения и энергетики на ископаемом топливе.
Позднее этот же министр публично защитил решение правительства не одобрять программу. Он назвал 2040 год ориентиром и добавил, что конкретные сроки относятся к управленческой сфере.
"Реальных изменений в содержании (документа) не произошло", - сказал министр, намекая на то, что долгосрочные намерения Японии отказаться от атома остались в силе.
Критики, естественно, недовольны и видят в поступках правительства отход от антиядерного курса, взятого предыдущим премьер-министром Наото Каном в июле 2011 года. Они напоминают, что сменивший его Нода уже дал разрешение на пуск двух энергоблоков, хотя на словах остаётся приверженцем линии на "снижение зависимости Японии от атома".
До Фукусимы АЭС обеспечивали порядка 30% от общего объёма генерации в Японии, причём имелись планы по росту доли атома в энергобалансе до 50%. Сегодня в строю только два из 50 действующих блоков. Ещё четыре блока были списаны в результате фукусимской аварии.
Правительство Ноды было вынуждено обратить внимание на альтернативную энергетику по результатам серии общественных слушаний, показавших - авария на Фукусиме породила в японском обществе требование о закрытии АЭС. Красной нитью через все слушания проходила тема о неверии в способность правительства должным образом контролировать безопасность ядерных объектов.
Деловые круги, напротив, резко критикуют предложения по закрытию атомных станций. Планы по отказу от атомной энергетики они называют "непрактичными". Отказ от атома констатирует смерть японских производителей, которым и так приходится очень тяжело в борьбе с азиатскими конкурентами, чья продукция существенно дешевле японской.
Против принятия программы по закрытию АЭС возражают и регионы, примыкающие к атомным станциям. Люди там справедливо боятся, что закрытие АЭС обернётся для них потерей государственных субсидий, налоговых отчислений и рабочих мест.
У живущих рядом со станциями есть и ещё один повод для беспокойства. Они опасаются, что, после прекращения эксплуатации блоков, площадки превратятся в места захоронения радиоактивных отходов и ОЯТ.
Новый регулятор
Правительственные кульбиты вокруг атомной энергетики происходили на фоне создания в Японии нового регулирующего агентства NRA. Появление независимых регуляторов должно облегчить задачу по восстановлению доверия японского общества к атомной отрасли.
В адрес предыдущих регулирующих структур - в особенности, ведомственного надзора NISA - после Фукусимы было выпущено немало стрел. Главное, что им вменялось в вину - слишком тесные отношения с эксплуатирующими организациями и профессиональная слабость, не позволившая им предпринять необходимые шаги по своевременному укреплению безопасности станций.
Новый регулирующий орган только создан, но его уже критикуют. Недовольство оппонентов вызывает личность Сунити Танаки (Shunichi Tanaka) - фигуры номер один в NRA. Он назначен главой комиссии по ядерному регулированию - комиссии в составе пяти экспертов, призванной определять основные направления политики NRA и контролировать всю работу нового ведомства.
Танаке припоминают, что в прошлом он являлся активным сторонником атомной энергетики. Критики считают, что это негативно скажется на работе NRA.
Министр экономики, торговли и промышленности Японии Юкио Эдано отвечает на это, что реформы в сфере ядерного регулирования создадут "чёткое разделение между теми, кто регулирует, и теми, кто эксплуатирует" атомные станции.
Правительство Японии поможет в деле создания "высочайшего в мире уровня регулирования и планирования на случай чрезвычайных ситуаций на ядерных объектах", говорит Эдано.
Все новости »