Новости
Подъём АПЛ в бухте Разбойник
В конце ноября ещё один трёхотсечный блок утилизированной АПЛ был поднят на берег для установки на длительное контролируемое хранение в бухте Разбойник.
Отлаженная технология
Первая операция по транспортировке и подъёму подготовленного к утилизации трёхотсечного блока состоялась в сентябре этого года и продлилась несколько дней. Вторую, и последнюю в 2012 году году субмарину поднимали в последние дни осени на недавно построенном пункте долгосрочного хранения реакторных отсеков (ПДХРО) в бухте Разбойник.
Этот проект, реализованный на Дальнем Востоке в рамках программы "Глобального партнёрства", был осуществлён при непосредственном финансовом участии Японии. Два портальных крана, буксир "Сумирэ" и плавдок "Сакура" - вклад японской стороны, были переданы в распоряжение ДальРАО в мае этого года.
Транспортировкой плавдока "Сакура" занимаются сразу три буксира.
На переднем плане - подаренный японцами "Сумирэ"
Сложная процедура подъёма трёхотсечного блока выведенной из эксплуатации АПЛ, на самом деле, прекрасно отлажена.
Несколько буксиров во главе с "Сумирэ" отводят плавдок "Сакура" в котлован - специально вырытую в бухте "банку", глубина которой позволит погрузиться почти 30-метровому плавдоку.
Плавдок "Сакура" перемещается к месту погружения
Пока происходит погружение "Сакуры", буксиры возвращаются в бухту за одним из реакторных блоков, находящихся на "контролируемом хранении в надводном положении" в бухте Разбойник. Трёхотсечник заводят в погруженный док, после чего тот всплывает уже с блоком на борту, и отправляется к причалу ПДХРО.
Трёхотсечный блок атомной подводной лодки буксируется к плавучему доку
С помощью буксиров трёхотсечник заводят в погруженный плавдок
Сложная процедура "парковки" АПЛ занимает немало времени
Плавучий док возвращается на базу уже с трёхотсечным блоком АПЛ на борту
Там, с помощью судопоезда, по рельсам, трёхотсечник будет перемещён на разделочный стол - место, где реакторный блок освободят от двух соседних.
Вместе с трёхотсечным блоком "Сакура" пришвартовалась к берегу,
АПЛ готовят к перемещению на специальную площадку
Но сначала ему предстоит несколько месяцев очистки от наросших ракушек и другого морского мусора.
За время нахождения в воде атомная субмарина сильно обрастает морским мусором, который будут счищать в течение 2-3 месяцев
В процессе перемещения многотонного блока утилизированной АПЛ будет задействовано специальное высокотехнологическое оборудование: судопоезд, подаренный немецкими коллегами в рамках программы "Глобальное партнёрство"
В феврале отпиленные соседние блоки тут же отправятся в переработку в качестве металлического лома. А сам реакторный блок ближайшие 70 лет проведёт на специальной площадке нового ПДХРО, защищённый от коррозийных процессов специальным покрытием.
Глобальное партнёрство
При расчётной проектной мощности ПДХРО пять блоков в год, процесс окончательной утилизации ожидающих своей очереди теперь уже 52 выведенных из эксплуатации субмарин продлится всё ближайшее десятилетие.
Кроме того, в скором времени в бухту Разбойник доставят ещё 19 трёхотсечных блоков с Камчатки. Одним словом, работой новый ПДХРО обеспечен надолго.
Кстати, недавно итальянская сторона, также принимающая участие в программе "Глобальное партнёрство" признала: такая технология утилизации АПЛ на сегодняшний день - лучшая в мире, и будет рекомендована для использования в других странах.
За время существования советского атомного подводного флота (с 1958 года), в СССР было построено 250 АПЛ, большая часть которых выработала свой ресурс к 90-ым годам прошлого века. Однако, политические, социальные, экономические перипетии того времени не способствовали созданию благоприятных условий для решения утилизационных вопросов.
Опираясь на международную финансовую помощь, к 2002 году Россия всё-таки утилизировала 71 подводную лодку и имела за плечами несколько реализованных проектов по созданию инфраструктуры для утилизации АПЛ.
В 2002 году лидеры стран "Большой восьмёрки" учреждают программу "Глобальное партнёрство против распространения оружия и материалов массового уничтожения (ОМУ)". На выполнение программы отводится десять лет, её стоимость около 20 миллиардов долларов. Основные проекты планируется реализовать в России, а утилизация атомных подводных лодок становится приоритетным направлением. В 2011 году программу, в которой на тот момент участвуют уже 24 государства, продляют ещё на 10 лет, как особенно эффективную.
Программы "Глобального партнёрства" по утилизации атомных подводных лодок реализуются как на Северо-Западе России, так и на Дальнем Востоке. На Севере - это работы в хранилище ОЯТ губы Андреева, реабилитация бывшей военной базы в Гремихе, пункт долговременного хранения в Сайда губе. Несколько уникальных проектов было реализовано за это время и на Дальнем Востоке, в бухте Разбойник. Пункт изоляции аварийных подводных лодок, создание которого закончилось в ноябре прошлого года, в числе наиболее значимых.
Две печально известные атомные субмарины - К-314 и К-431 - потерпели аварии в одном и том же 1985 году. Из-за произошедшего во время обеих аварий выброса атомные подлодки стали неразрешимой проблемой для тихоокеанского флота, а после перевода аварийных АПЛ в ведение Росатома, и для госкорпорации.
Готовых технологических решений для подобных ситуаций не было. В 2008 году вышло поручение Правительства РФ о создании в бухте Разбойник пункта изоляции аварийных АПЛ, работы по которому взял на себя Дальневосточный центр по обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами "ДальРАО" (филиал "РосРАО").
Был создан и утверждён сверху проект, определены сроки и самое главное, найдено необходимое финансирование.
Работы по утилизации аварийных АПЛ состояли из двух этапов. Во-первых, необходимо было подготовить трёхотсечные блоки, непосредственный объект дальнейшего безопасного хранения. Для этого загерметизированные подводные лодки отправились на судоремонтный завод "Звезда" в городе Большой камень.
Там у аварийных АПЛ был вырезан реакторный отсек, вместе с двумя смежными - для дальнейшего сохранения плавучести. А также выгружено ядерное топливо и оборудование реактора. После этого буксир отправил трёхотсечник к месту окончательного хранения, специальному укрытию.
Для создания такого укрытия, в скальной породе подходящей прямо к морю, был вырыт котлован четырёхметровой глубины 250 на 60 метров, соединённый с морем каналом.
А в июне 2011 года, на специально сооружённом док-понтоне, туда отправился подготовленный для хранения трёхотсечный блок первой аварийной АПЛ. В ноябре того же года аналогичную операцию повторили со вторым аварийным блоком. В дальнейшем, "укрытие" было забетонировано.
Все новости »