Новости
FR13 и россияне
В Париже подходит к концу конференция FR13 по быстрым реакторам и ЗЯТЦ. Российская точка зрения на ней была представлена необычайно широко. Кроме собственно российской делегации, в столице Франции были и многие из российской диаспоры в МАГАТЭ, а также наши бывшие соотечественники, работающие в настоящее время в западных компаниях и организациях.
Тексты докладов российских участников вскоре появятся в открытом доступе. А пока что корреспонденты электронного издания AtomInfo.Ru делятся своими впечатлениями от этих выступлений.
Прорыв свинцу не равен
Акценты в российской быстрой программе теперь расставлены правильно. Проект "Прорыв" не предоставляет преференций свинцовой технологии. Более того, БРЕСТу будет сложно конкурировать с проектом БН-1200.
Да, действительно, в стратегии развития атомной энергетики, изданной в НИКИЭТ, вводится термин "естественная безопасность", которому наилучшим образом удовлетворяет БРЕСТ. Но главной задачей "Прорыва" является всё-таки определение технологии для демонстрационного комплекса с двумя блоками мощностью по 1200 МВт(эл.).
Казалось бы, выбор лучшего кандидата на роль реактора мощностью 1200 МВт(эл.) из проектов БРЕСТ-300 и БН-1200 очевиден. Но свинцовым технологиям оставлен шанс - блок с БРЕСТ-300 предполагается построить до момента выбора, а БН-1200 - нет.
Параллельно с "Прорывом" в рамках государственно-частного партнёрства своё дальнейшее развитие получит линия свинцово-висмутовых реакторов. На конференции в Париже был представлен, среди прочих, доклад о возможности использования реакторов СВБР в ториевом цикле.
План Сараева-Каграманяна
С докладом о том, как осуществить в России первый этап перехода к использованию быстрых реакторов, работающих в ЗЯТЦ, на конференции выступил Владимир Каграманян. Во многом он перекликается с известным предложением Олега Сараева, о котором уже писало электронное издание AtomInfo.Ru.
Каграманян видит основную проблему сегодняшнего дня атомной энергетики России в том, что наука слишком отдалена от нужд производства. Учёные, как известно, мыслят бесконечностью, главы государств - президентскими сроками, а эксплуатация - текущим моментом, и всех их требуется примирить друг с другом.
О широкомасштабном развитии быстрой энергетики и ЗЯТЦ в России говорится после 2030 года (а возможно, и позднее, так как инновационные решения программы "Прорыв" рискованны, и может случиться задержка в их реализации на практике).
Значит, как минимум до 2030 года проблема ОЯТ зависает в воздухе, а это неминуемо приведёт к падению общественного доверия к отрасли, к потере энергетического потенциала плутония в ОЯТ (распад 241Pu), к потребности в сооружении временных хранилищ ОЯТ без конкретного срока хранения и прочим неприятностям.
Каграманян предлагает ввести новую парадигму, а именно, разделить в быстром направлении науку и производство. На долю первой должно приходиться решение долгосрочных задач (освоение плотного топлива, выбор новых реакторных технологий, разработка сценариев сосуществования технологий и т.д.), на долю последней - поиск ответов на насущные проблемы отрасли (в данном случае, ОЯТ).
Докладчик считает, что проблему ОЯТ российского парка ВВЭР можно решить, используя имеющиеся технологии - реакторы БН и MOX-топливо. По его оценкам, наши 40-60 ГВт легководных реакторов в 2030 году могли бы обслуживать 4-6 БН-1200, к которым прилагались бы MOX-производство и завод РТ-2 мощностью 800-1200 тонн/год.
Если идеи носятся в воздухе, и их высказывают независимо друг от друга разные люди из разных организаций (в данном случае, из концерна и ФЭИ), то значит, приближается пора их детального обсуждения на всех уровнях.
Тем более, что идея о решении проблемы ОЯТ здесь и сейчас имеющимися средствами может получить неожиданную поддержку из-за рубежа. По той информации, которой располагает сегодня электронное издание AtomInfo.Ru, живой интерес к предложениям россиян проявила одна авторитетная в американской отрасли организация, считающая, что здесь можно найти поле для сотрудничества, причём одобренного на правительственном уровне.
Название американской организации известно нашему изданию, однако мы вынуждены временно не раскрывать его в виду предельной чувствительности вопроса.
GAINS и другие
Ряд интересных докладов от российских участников (или от участников из российской диаспоры) прозвучал в Париже на технических сессиях.
Так, Владимир Кузнецов (МАГАТЭ) представил доклад, посвящённый основным результатам работы по проекту GAINS, реализованному в рамках проекта ИНПРО . Работы по GAINS проводились в 2008-2011 годах специалистами из 14 стран, Еврокомиссии и Аргентины как страны-наблюдателя.
В рамках проекта был выполнен плотный анализ различных сценариев развития мировой атомной энергетики - для разных прогнозов роста атомных парков, для разных моделей сосуществования энергетик с ЗЯТЦ и ОЯТЦ, и так далее. Главный вывод, к которому пришли участники проекта - страны должны сотрудничать друг с другом при решении проблем ОЯТ и эффективного использования урана на многонациональном, а лучше - на региональном уровне.
О современных подходах к обеспечению безопасности быстрых натриевых реакторов нового поколения говорилось в докладе Юрия Ашурко и группы соавторов. Особое внимание выступающий уделил безопасности реактора БН-1200.
Докладов на FR13 было много, и охватить их всех в кратких репортажах с места события невозможно. Например, за кадром остались активность чешской делегации и большой интерес со стороны французов к технологим парогенераторов "натрий-вода" производства ЧССР, установленных на БОР-60. Ну а детальный разговор об итогах конференции FR13 ещё предстоит впереди.
Все новости »