Новости
Корейские понаехавшие
Атомщики Южной Кореи готовы изменить культуру своего поведения после серии инцидентов и скандалов, потрясших отрасль за последние годы. Для этой цели они меняют своих старых руководителей на варягов со стороны. А новый президент Южной Кореи летом озвучит новую энергетическую стратегию.
Свободная культура
В феврале 2012 года на блоке №1 АЭС "Кори" (Kori) на протяжении 12 минутотсутствовало внешнее и резервное питание. От внешнего питания блок оказался отключён вследствие ошибки работника. Один из резервных дизель-генераторов не запустился по причине дефекта, второй ДГ находился в ремонте.
Персонал блока сумел быстро справиться с ситуацией. Однако негодование регуляторов, политиков и общественности вызвал тот факт, что ЭО уведомила об инциденте только месяц спустя.
Если быть точным, то до сих пор остаётся неизвестным, когда именно об инциденте узнали регуляторы. Зато общественность не знала о случившемся примерно месяц.
Возможно, общественность не знала бы и дольше, но один из депутатов муниципального собрания города Пусан случайно услышал эту новость в разговоре в одном из местных ресторанов. АЭС "Кори" расположена в уезде Киджан, входящем в административные границы Пусана, и шокированный депутат инициировал расследование.
Сам по себе незначительный, инцидент на "Кори-1" сыграл роль последней капли. Власти страны пригласили на станцию миссию МАГАТЭ, а руководство компании "Korea Hydro & Nuclear Power" (KHNP), эксплуатирующей южнокорейские блоки, было заменено в июне 2012 года.
"Поступки подобного сорта проистекают из традиционного (для Ю.Кореи)авторитарного стиля управления", - заявил в интервью "Nuclear Intelligence Weekly" (NIW) новый президент KHNP Ким Кьюн Соп (Kim Kyun-seop).
Ким Кьюн Соп - не настоящий атомщик. В его послужном списке - работа в правительстве и руководство компанией, занимающейся солнечной энергетикой. На новом месте он стремится быть новой метлой.
"Люди на "Кори-1" не сообщали о своих ошибках из-за своей организационной культуры. Они не рапортовали о том, что происходит на их участках", - говорит Ким Кьюн Соп.
Одно из его первых решений в качестве президента KHNP - пригласить на ведущие управленческие должности в кампании людей со стороны. Производилось это под флагом необходимости "сделать всё возможное для повышения эффективности управления и восстановления доверия общественности".
"Я стремлюсь к более демократической и свободной культуре. Это оправдывает себя. Наше руководство обновилось и стало более молодым. Я пытаюсь общаться с работниками посредством "Фейсбука". Такова моя цель - инновации в сфере управления", - рассказал Ким Кьюн Соп журналистам NIW.
Выход из доверия
Пришлые менеджеры взяли курс на намного более транспарентную стратегию в сфере пиара. Они считают нормальным самокритические высказывания в адрес атомной отрасли. Открытый диалог с обществом призван вернуть атомной энергетике поддержку населения. А она (поддержка) после Фукусимы и скандалов на корейских АЭС снизилась катастрофически.
"На фоне растущего беспокойства о безопасности атомных станций после Фукусимы, наша компания была потрясена в прошлом году серией скандальных событий, связанных с контролем качества... Уровень общественной поддержки атомной энергетики в Южной Корее резко упал - с 70% до 40%", - заявил Ким Кьюн Соп в своём выступлении на апрельской конференции WNFC.
За обтекаемыми словами о контроле качества скрываются неприятные факты поставок на станции несертифицированных расходных материалов и оборудования. В прошлом году два блока были вынужденно остановлены, так как их обязали заменить контрафакт на нормальную продукцию.
Утрата атомной энергетикой большинства в южнокорейском обществе - событие неприятное для всей мировой индустрии.
Южная Корея традиционно считалась проатомной страной с большими планами на развитие. Единственное, что омрачало жизнь атомщиков на юге Корейского полуострова - негативное отношение населения к хранилищам ОЯТ, но и эту проблему можно было бы решить путём перехода на замкнутый цикл.
Впрочем, об отказе от атомной энергетики в Сеуле всерьёз не задумываются даже сейчас. Президент страны Пак Кын Хе принадлежит к строго приверженной идеям атомного развития консервативной партии "Сэнури". Но строгое предупреждение атомщикам уже сделано.
В ходе предвыборной кампании Пак Кын Хе пообещала пригласить в страну зарубежных экспертов и поручить им проведение обследования состояния безопасности всех южнокорейских блоков.
Только после того, как приглашённые специалисты вынесут положительный вердикт, правительство даст согласие на ПСЭ для старейших блоков. А это и злосчастный "Кори-1" (энергопуск в 1977 году), и "Ульсан-1" (1982), и блоки №№2-4 АЭС "Кори" (1983-1985), и многие другие.
Конкурс по выбору зарубежного исполнителя на работу по анализу безопасности корейских блоков подходит к концу. Победителя назовут 3 мая 2013 года.
Помимо ПСЭ, есть ещё и тема строительства новых блоков. На сегодняшний день в Ю.Корее работает 23 блока и сооружается 4. Но дофукусимские планы были намного грандиозней. Если сейчас АЭС обеспечивают в стране примерно треть от общей генерации, то к 2022 году их доля должна была вырасти почти до половины - до 48%.
Пак Кын Хе и её правительство пересматривают прогнозы и озвучат новую энергетическую стратегию (до 2035 года) этим летом. Пока непонятно, какие задачи стратегия поставит перед атомом.
Ким Кьюн Соп также не знает ответа на этот вопрос, но предполагает - будут широкие дебаты на тему, нужны ли новые атомные блоки вообще? Глава KHNP считает, что окончательный вариант пересмотренной стратегии появится не ранее сентября, и надеется, что доля атомной генерации в нём, по крайней мере, не уменьшится.
Все новости »