Новости
Украина Атом-2030
На Украине проходит согласование обновлённой редакции энергетической стратегии развития до 2030 года. 24 июля новая редакция была утверждена правительством страны, но пока не подписана премьер-министром.
АЭС
На четырёх действующих АЭС (Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская АЭС) эксплуатируется 15 энергоблоков общей мощностью 13,835 ГВт.
В течение последних лет доля АЭС составляла 47-48% от общего объёма производства электроэнергии в Украине, средний коэффициент использования установленной мощности энергоблоков АЭС по результатам 2010 года составил 73,6%.
В 2010 году были продлены на 20 лет блоки №№1-2 Ровенской АЭС. В этом десятилетии украинским коллегам предстоит продлить 10 энергоблоков, а в 2025 году - ещё один.
Продолжение эксплуатации за пределами проектных сроков в стратегии-2030 причислено к важнейшим направлениям работ - действительно, если не заниматься ПСЭ, то украинская атомная энергетика к концу десятилетия практически перестанет существовать.
Финансовые затраты на ПСЭ стратегия-2030 рассчитывает как 2400 гривен(9800 рублей) на 1 кВт установленной мощности. Таким образом, всего до 2030 года на ПСЭ для 11 блоков украинцам потребуется заплатить около 26 миллиардов гривен (106 миллиардов рублей).
Что касается новых блоков, то данная тема в стратегии далека от конкретики. Единственное чёткое указание - это пункт о строительстве блоков №3-4 Хмельницкой АЭС.
Решение о сооружении двух блоков на ХАЭС конкретизировано соответствующим законом Украины. Блоки планируется построить "на базе" РУ ВВЭР-1000. Ввод третьего блока должен состояться в 2018 году, а четвёртого - к 2020 году. Общая сметная стоимость строительства двух блоков - 36,8 миллиардов гривен (150 миллиардов рублей).
Предлагается также утвердить "в установленном порядке" кадастр площадок под новые блоки и принять решения по строительству блоков замещения и блоков на новых площадках.
Темпы ввода новых блоков будут зависеть от выбранного сценария. В пессимистическом варианте до 2030 года будут построены только два блока ХАЭС. Базовый сценарий предполагает строительство за этот же период 5 ГВт, а оптимистический - 7 ГВт.
Выбор технологии для новых блоков (кроме Х3/Х4) должен быть сделан до 2015 года. Решение должно приниматься на основании оценки состояния украинской энергосистемы, сравнения ТЭО с учётом безопасности, оценки мирового опыта строительства АЭС и оценки возможного уровня локализации.
Ориентировочный объём инвестиций в строительство новых блоков рассчитывается из соображений 32000 гривен (131 тысяча рублей) за установленный киловатт. Для сравнения, это близко к объявленной удельной стоимости строительства блоков на болгарской АЭС "Белене".
Предпроектные работы по блокам замещения должны начаться в 2017 году. Авторы стратегии исходят из того, что ПСЭ для 11 блоков сумеет - хотя и не автоматически! - получить одобрение у регулирующих органов Украины.
По эксплуатации действующих блоков поставлена задача довести среднегодовой КИУМ к 2030 году до 78-80%. Аналогичный показатель у новых блоков должен будет составлять 82-85%.
Расходы, связанные с повышением надёжности и эффективности эксплуатации АЭС, на период до 2030 года оцениваются, исходя из показателя 1 миллиард гривен (4,1 миллиарда рублей) на 1 ГВт установленной мощности.
Инфраструктура поддержки
В понятие "инфраструктура поддержки эксплуатации" авторы стратегии включают обеспечение топливом собственного производства, развитие национальной системы обращения с ОЯТ и РАО, совершенствование нормативно-правового обеспечения и системы регулирования.
Сюда же входят такие направления, как развитие системы научно-технической и проектно-конструкторской поддержки, промышленного производства для задач ядерной энергетики и системы подготовки кадров.
Ещё одно направление - совершенствование процедур и практики информирования и обратной связи с общественностью.
По топливному циклу поставлена задача к 2020 году полностью (!) обеспечить потребности Украины в природном уране, циркониевой продукции и услугах по фабрикации ядерного топлива, включая таблетки.
По урану авторы стратегии рассчитывают, что объём производства концентрата природного урана будет доведён до 3500 тонн в год. Для сравнения, сейчас НАЭК "Энергоатом" закупает у украинского добытчика "Восточный ГОК"менее одной тысячи тонн уранового концентрата в год.
Цирконий и фабрикация топлива в стратегии-2030 помянуты без дополнительных разъяснений. Единожды употреблённая в тексте документа формулировка "в полном объёме" заставляет предположить, что Украина взяла курс на полную локализацию этих направлений.
На нужды топливного цикла до 2030 года предполагается выделить 20 миллиардов гривен (82 миллиарда рублей). Из них, на урановое производство будет выделено 10 миллиардов гривен, а на циркониевое и топливное - по 5 миллиардов гривен.
В период после 2030 года единственной составляющей ядерного топлива, не производящейся на территории Украины, должно быть обогащение урана. При этом доля государства в активах атомно-промышленного комплекса, которые обеспечивают предоставление услуг по обогащению и расположены за пределами Украины, должна быть достаточной для гарантированного доступа Украины к услугам обогащения.
По обращению с ОЯТ в стратегии-2030 предусмотрены как проектная схема (вывоз в Россию на переработку), так и отложенное решение (сухие хранилища).
В настоящее время СХОЯТ имеется на Запорожской АЭС. В стратегии предполагается создание на Украине централизованного хранилища сухого типа. Хотя это не указано явно, но речь, очевидно, идёт о строительстве такого объекта в чернобыльской зоне.
Вывоз ОЯТ и обеспечение безопасной эксплуатации пристанционного хранилища ОЯТ "сухого" типа на Запорожской АЭС, разработка стратегии и технологий безопасного обращения с ОЯТ и продуктами его переработки осуществляются за счёт себестоимости продукции АЭС.
Все новости »