Новости
Фукусима - кризис морали
Мораль ликвидаторов на Фукусиме падает. Так считают авторы статьи, опубликованной в японской газете "Asahi Shimbun" 14 октября 2013 года.
Дозовый вопрос
Серия недавних небольших инцидентов на аварийной станции может свидетельствовать о том, что моральное состояние ликвидаторов ухудшается.
Основная причина этого - беспокойство работников о своём здоровье, так как им по-прежнему приходится трудиться в условиях повышенного фона.
В конце каждой смены ликвидаторы получают на руки листок, в котором указывается набранная доза. Газета отмечает, что некоторые из ликвидаторов набирают за день около 2 мЗв, что в два раза превышает годовую дозу для населения.
На площадке по-прежнему сохраняются места с очень высоким фоном - более 100 мЗв/ч.
Естественно, при планировании работ индивидуальные дозы принимаются во внимание. Если ликвидатор превысит порог 50 мЗв, ему более не позволят входить на территории станции до конца года.
"Если мы превысим пределы по дозе, то нас просто отстранят от работы", - объясняет 30-летний мужчина. Он работал на АЭС "Фукусима Дайичи" и других японских станциях на протяжении более десяти лет.
Специальность собеседника газеты указывается размыто - он "возглавлял группу, работавшую в реакторном здании". Сразу после аварии он добровольно вернулся на площадку. Одна из его первых задач была связана с доставкой пожарного шланга на один из блоков, что требовалось для восстановления охлаждения реактора. Тащить шланг пришлось при мощностях доз порядка 10 мЗв/ч.
"Я думал, что умру", - признаётся атомщик.
Исчезающий настрой
СМИ по теме Фукусимы предпочитают писать о технических проблемах на станции. А ликвидаторам слово дают редко. С ними не встречаются и заезжие знаменитости.
"Честно говоря, у меня нет такого чувства, что наши усилия признаются обществом. Моя мотивация, мой настрой на работу постепенно исчезают", - говорит собеседник издания.
На Фукусиме скопились слишком большие объёмы загрязнённой воды. Как результат, начинаются утечки, а в одном из случаев группа работников попала буквально под радиоактивный душ.
Ещё один ликвидатор, согласившийся побеседовать с корреспондентами газеты, считает, что водный кризис на площадке привёл к росту числа работников, получивших дополнительное загрязнение кожных покровов и нижнего белья.
По условиям труда, от работников требуется надевать спецодежду и маски, полностью закрывающие лицо. Но есть проблемы - например, часть работников задевает шею, когда снимает маски руками в грязных перчатках.
"Работники, нанятые строительными фирмами, не имеют большого опыта и знаний. Они не умеют даже грамотно снимать спецодежду", - расстраивается ликвидатор.
Ландшафт на площадке аварийной станции и около неё постоянно изменяется - убирается грязный мусор, ставятся новые баки для хранения воды. Методы работы на тех или иных участках площадки, опробованные до аварии, теперь нередко оказываются неправильными.
Несмотря ни на что, среди местных жителей находятся люди, по собственной воле возвращающиеся на станцию. 30-летний мужчина рассказывает, что его мать устроила ему скандал из-за его решения остаться на Фукусиме.
На его планшетнике хранится фотография атомщика, умершего после переоблучения в инциденте 1999 года на заводе по переработке ОЯТ: "Я работаю и думаю о том, что моя жизнь может окончиться таким же образом".
Субподряд
Одна из причин низкой морали среди ликвидаторов - большой процент работников фирм-субподрядчиков. Среди тех, кто занят непосредственно на площадке, всего 10% являются сотрудниками компании TEPCO.
Правительство и TEPCO оценивают необходимую численность ликвидаторов как 12 тысяч человек в год. Нужно добавить к ним тех, кто придёт на замену выбывшим вследствие превышения дозового лимита.
Неопытных работников рекрутируют по всей Японии, причём, как уже сказано, абсолютное большинство из них привлекается субподрядчиками. Многоуровневая структура фирм, задействованных на Фукусиме, затрудняет определение того, кто же собственно нанял работника. Это оставляет лазейки для нелегального трудоустройства.
Сунити Танака, председатель агентства по ядерному регулированию (NRA) Японии, высказывает обеспокоенность тем, что TEPCO стремится переложить основную часть работы на Фукусиме на субподрядчиков.
"Нужно предпринять меры для повышения морального состояния всех и каждого работника на станции. Ошибки, допускаемые по небрежности, не могут быть исправлены только принятием регулирующих документов", - настаивает Танака.
На пресс-конференции 11 октября и.о. генерального директора отделения атомных станций TEPCO Масаюки Оно пообещал: "Мы выправим ситуацию после того, как разберёмся - есть ли структурные проблемы или мы сталкиваемся с обычной небрежностью".
Все новости »